Франчайзинг — это в первую очередь стандарты

Блиц-интервью с председателем совета директоров Независимой лаборатории ИНВИТРО Александром Островским

— Самая главная проблема для франчайзи в вашем бизнесе?

— В первую очередь это процесс лицензирования, который на 2-3 месяца, а порой и до полугода задерживает старт работы. При этом бизнес несет издержки: предприятие вынуждено платить аренду, зарплаты и т.д. Конечно, это сильно ограничивает развитие.
И, в общем, является раздражителем. Было прекрасно, если бы срок выдачи лицензии сократили, как это и сделано во всем мире.

— Какие еще сложности?

— Актуальна и проблема дорогой аренды. Цены слишком завышены. Кадровая проблема остро стоит — хороший персонал подобрать непросто.

— Какие требования к франчайзи у «Инвитро»?

— Сейчас у нас 5 лабораторий, строится еще 2. Медицинских офисов 358, из них по франчайзингу — 233. Мы открываемся очень хорошими темпами — минимум 2 офиса в неделю, помнится, Starbuck’s на пике своей активности открывался по одной точке в день. Требования у нас очень сложные. Это обусловлено не только интересами бизнеса, но и санитарно-эпидемическими требованиями. Например, полуподвальное помещение не годится, нужно не ниже 60 см над землей, максимальная площадь помещения не ограничивается, оптимальная величина — 80 кв. м,1–й этаж, первая линия домов предпочтительны, прямая аренда или субаренда сроком не менее трех лет с регистрацией или право собственности на помещение, шаговая доступность от станции метро (не более 10 минут) или общественным транспортом.

— Какие проблемы возникают при общении с франчайзи?

— Предпринимателей всегда сложно сдерживать. У хорошего предпринимателя всегда свои идеи, желания, свои мысли что-то поменять, например, не согласовав какие-то аспекты с франчайзором. Франчайзинг — это в первую очередь стандарты, его прелесть как раз в возможности копировать бизнес. Существует договор, в котором прописываются все условия, и не нужно изобретать велосипед. Но тем не менее люди пытаются внести свои изменения: в торговый знак, в позиционирование бренда, пытаются сделать что-то без согласования, перешагнуть какие-то регуляторные правила.

— И что вы делаете в таких случаях?

— Мы достаточно жестко контролируем франчайзи. И выбирая между бизнесом и репутацией, мы, конечно, выберем репутацию. Если сравнивать бизнес с домом: время от времени приходится наводить порядок.

Мария Коваленко, "Форбс"