Как кредитному инспектору проверять инвестиционный проект?

Аллавердян В.В.
 

В данной статье, мы не будем говорить о том, насколько плохи или хороши инвестиционные проекты, предоставляемые на рассмотрение в кредитные учреждения. В большинстве проектов, можно найти массу достоинств и недостатков, но, по злому умыслу или по доброй воле, практически в любом инвестиционном проекте изначально заложены, скажем так "некоторые неточности", которые можно и не заметить, не вооружившись определенными знаниями…

Это связанно с тем, что кредитные инспекторы в большинстве случаев, прежде всего экономисты, а не производственники и имеют весьма слабое представление, как о технологии производства в частности, так и об экономике производственных предприятий вообще. В связи с этим, легко предположить, что часть предоставляемых в кредитные учреждения инвестиционных проектов (связанных с производством) как хороши бы не были экономические показатели, на самом деле нежизнеспособны, однако, с легкостью могут быть одобрены кредитным комитетом. Именно поэтому, данная статья посвящена проблеме "объективной оценке" инвестиционных проектов со стороны финансовых институтов и их соответствию или несоответствию реальной экономической и производственной жизни в России.

Я, постараюсь остановиться лишь на основных ошибках (просчетах), совершаемых разработчиками инвестиционных проектов на различных этапах бизнес-планирования. Сразу оговорюсь, что речь идет не о недоверии к Клиенту, запрашиваемому шестизначную сумму, а о том, что практически в любом проекте существуют "узкие места", на которые стоит обратить внимание.

На стадии проработки инвестиционного плана:

  • Как правило, при организации новых производств или при техническом перевооружении старых, производственные предприятия не обращаются к услугам проектировщиков. Здесь есть объективные причины. Во-первых, это стоит немалых денег. Во-вторых, сроки проектных работ (включая все необходимые согласования) могут непозволительно затянуться по времени. Более того, даже если предприятие и обращается в проектные организации, то в инвестиционном плане на всё про всё отводится не более 30-40 дней. Но, как показывает опыт сторонних организаций, проектные работы с согласованиями, могут затянуться до 90 дней. Из чего, можно предположить, что ввод в эксплуатацию производственных мощностей "по жизни" не будет соответствовать "инвестиционному плану" предоставленному кредитной организации.
  • Как правило, при составлении сметы на приобретение того или иного технологического оборудования, трудно учесть все необходимые затраты. Это может сделать только высококлассный специалист. Если приобретается какая-либо производственная линия то, как правило, запрашиваемая сумма инвестиций ей и ограничивается. Но… в поставляемую технологическую линию, не входит масса вспомогательного оборудования, которое тоже стоит денег и немалых. Как показывает практика, стоимость вспомогательного оборудования к технологическим линиям может колебаться от 20 до 80 %, от стоимости самой линии.
  • Как правило, при разработке инвестиционного проекта не учитываются такие затраты как на перемещение оборудование (стоимость транспортировки), таможенные пошлины, погрузочно-разгрузочные работы, монтаж, пуско-наладочные работы, а также проведение дополнительных коммуникаций и получение "разрешений" на это самое "проведение". Сроки получения самого "разрешения", порою занимают несколько месяцев и стоят денег, которые опять таки редко учитываются в инвестиционных затратах.
  • Как правило, очень слаба юридическая проработка инвестиционных проектов. Особенно, это касается тех проектов, где фигурируют два или более предприятий. Сразу возникает масса вопросов, связанных с их "взаимоотношениями" как на экономическом и организационном, так и на снабженческо-сбытовом поприще.

На стадии маркетинговой проработки инвестиционного проекта:

  • Маркетинговая проработка инвестиционного проекта является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Именно на основании маркетинговых исследований можно делать выводы о возможностях кредитополучателя успешно реализовать намеченные планы и цели. Данный раздел, действительно присутствует в каждом бизнес-плане, но, как правило, все исследования связанные с изучением рынка проводятся "кабинетным способом", что недопустимо. Такая ситуация складывается из-за того, что маркетинговые исследования могут быть достаточно дорогостоящими и трудоёмкими. Поэтому, в целях экономии средств и времени, разработчики проекта стараются обойти эту проблему стороной. На какие моменты нужно обратить особое внимание? Это рынок, конкуренция и сбыт.
  • В большинстве случаев рынок, на котором работает или собирается работать предприятие, освещается крайне плохо. Особенно это касается вопроса о ёмкости рынка, тенденций и позиционировании предприятия на рынке. Данный вопрос или не прорабатывается вовсе или излагается кратко, без обоснований. Именно поэтому, некоторые кредитные учреждения требуют, чтобы маркетинговые исследования проводились независимой сторонней организацией, а отчет прикладывался к бизнес-плану.
  • Редко встречается грамотное обоснование "цены сбыта" продукции, которая является одним из важнейших показателей, напрямую влияющую на доходную часть инвестиционного проекта, а неспециалисту, остается только сравнить её с ценой конкурентов и довериться разработчикам.
  • Особое внимание необходимо обратить на раздел, где проводится анализ конкурентов. Это, прежде всего вопросы, связанные с ценовой политикой, присутствием на рынке, уровню технологии (как производства, так и продаж), качеству производимой продукции, материальным, финансовым и административным ресурсам. Порою, добыть такую информацию достаточно проблематично.
  • Недостаточное внимание уделяется проблеме сбыта продукции. Это касается как самого продвижения продукта на рынок (каналы распределения продукции), так и экономической части. Сбыт, всегда связан с затратами (заработная плата менеджеров по сбыту, кладовщиков, грузчиков, затратами по содержанию складских помещений, транспортными расходами и т.д.), поэтому необходимо обратить особое внимание на корректность предполагаемых издержек связанных непосредственно со сбытом. Как правило, они занижены на 10-25 % или вообще не запланированы разработчиками.
  • Как правило, затраты, связанные с продвижением продукции на рынок (реклама, PR-мероприятия) и проведением маркетинговых исследований явно недостаточны или игнорируются разработчиками.

На стадии проработки производственного плана:

  • Как правило, не учитывают тот факт, что в первый месяц начала производства, идет большое количество брака, связанного с настройкой и доведением технологического оборудования. Производство будет работать нестабильно, а "переведенноё" в брак сырье нужно будет каким-то образом списывать на издержки. Это могут быть немалые деньги, которые надо… как бы учесть в инвестиционном проекте, что впрочем, никто не делает.
  • Как правило, "план производства" завышен и "заявлен" на уровне максимальной загруженности технологического оборудования.
  • Как правило, в планируемом штатном расписании количество предполагаемых работников занижено, как впрочем, занижен и уровень оплаты труда.
  • Как правило, оборудованию (рано или поздно) надо делать профилактику. Это тоже стоит денег и по времени может занять от 2 до 4 недель. Соответственно, производство будет работать не 12 месяцев в году, а 11 месяцев. При этом надо платить заработную плату рабочим, обязательные платежи и выделить необходимые средства для ремонта оборудования.

На стадии проработки экономической части инвестиционного проекта:

  • Достаточно часто, в окончательную сумму необходимую для реализации инвестиционного проекта (непонятно по каким причинам) не включают оборотные средства, необходимые для закупки сырья и материалов, выплаты заработной платы, оплаты текущих платежей и т.д. В конечном итоге, получается ситуация, что, оборудование закуплено, доставлено и смонтировано, но средств для приобретения сырья нет (они изначально не запланированы) и успешная реализация проекта под угрозой срыва.
  • Аналогичная ситуация может сложиться если "план производства" по жизни рассогласован по времени с "планом сбыта" производимой продукции. Если не учитывать данный факт, возможна ситуация, когда возникнет дефицит средств. И что тогда? Не стоит забывать, что потребность в оборотном капитале может быть на порядок больше, чем стоимость самого технологического оборудования
  • Как правило, отпускные цены на закупаемое сырье и комплектующие для производства варьируют на 10-15 %, да и сырьё нужно доставить до места переработки (производства). Все эти затраты (если их не учитывать) могут привести к некорректности экономических расчетов.
  • Как правило, отпускная цена на производимую продукцию "цена сбыта" должна быть меньше рыночных цен на аналогичную продукцию не менее чем на 15 - 20 %. Однако в финансовые расчеты стараются заложить максимально допустимую цену, что приводит к необоснованному улучшению основных интегральных показателей проекта.
  • Практически все предприятия, реализуя продукцию постоянным партнерам, предоставляют им скидки и льготы по оплате (отсрочка платежа). И это нормально. Плохо то, что данная процедура редко отражается в финансовой части бизнес проекта, что ведет к необоснованному завышению интегральных показателей.
  • Если производство, с достаточно выраженным фактором сезонности, то не стоит забывать, что если оно не работает, то затратная часть не равна нулю. Текущие платежи (аренда, налоги, часть заработной платы и т.д.), как выплачивались, так и будут выплачиваться.
  • Изначальное занижение издержек, как прямых, идущих на изготовление конечного продукта, так и общих издержек, не связанных непосредственно с производством. При этом, разработчики проекта "часто забывают" включать в проект такие издержки как:
    • отопление (в зимнее время);
    • услуги по вывозу мусора и отходов производства;
    • дезактивационные (рекультивационные) работы;
    • обслуживание ПО и других информационных услуг;
    • затраты связанные с работой оргтехники (расходные материалы);
    • социальные выплаты, налоги т.д.
  • Расчеты затрат, связанные с расходованием воды и электроэнергии, практически всегда некорректны (это вообще отдельный разговор).

Мало кто уделяет значению такому фактору, как время, а временной ресурс в инвестиционных проектах весьма ограничен. Рано или поздно, необходимо оплачивать счета по кредитам и процентам.

Вот и получается, что с экономической точки зрения проект достаточно привлекателен, но практически обречён на провал, по причине некорректности экономического расчета. Да и не только экономического…

Другое дело, умышленно или нет, допущены эти, скажем так "неточности"? Но это вопрос уже к службе безопасности кредитного учреждения.

На основании выше написанного, можно сделать вывод, что при оценке инвестиционного проекта связанного с модернизацией уже существующего или созданием нового производства нелишне обратиться за помощью к специалистам в данной области, если конечно, имеется такая возможность и желание.


Источник: Сайт "Инвестиционный Консалтинг" www.i-con.ru