Десять аспектов оценки франшизы

Джефри Стеббинс
 

Предпринимателю, желающему заняться бизнесом, следует сперва оценить все аспекты будущей деятельности. Он/она должны задать себе вопрос: стоит ли и в его/ее ли интересах приобрести уже существующее предприятие или начать новый бизнес с нуля.


Исследуя уже существующую компанию, следует провести серьезную документальную работу и оценить все "за" и "против". Сюда можно отнести:

  • отчет о прибылях и убытках за последний год и бухгалтерский баланс;
  • ежемесячные отчеты о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс за текущий год;
  • ежемесячные объемы продаж с момента открытия компании;
  • налоговые декларации за последние три года;
  • договор об аренде помещения;
  • четкое понимание того, что продавец хочет продать, и что вы хотите приобрести.

Естественно, исследование предыдущих показателей деятельности компании невозможно в новом бизнесе, поскольку таковые еще не существуют. Тогда изучение деятельности проходит по другой системе, рассматриваются перспективы и проекты компании. С целью охватить все аспекты, исследователю необходимо составить бизнес план, образец которого можно найти в Интернете. Помощь в написании бизнес плана также можно получить в Управлении по делам малых предприятий через программу " SCORE".

Если ваш бизнес будет направлен на сбыт, будь то новое предприятие или уже существующая компания, или же франшиза, то возможно применение многих из выше перечисленных правил, но все же стоит исследовать и дополнительные аспекты такой деятельности.

Первый из них - является ли франчайзер разборчивым в выборе франшиз. Если франчайзер продает франшизы любым лицам, независимо от квалификации, характера, финансового положения и возможности успешно управлять делом, будете ли вы уверены, что вам подходит такой род деятельности?

Франчайзинговая компания должна иметь перечень критериев для просмотра и отбора потенциальных получателей франшизы, а не просто условие кредитоспособности получателя франшизы.

Аспект №2: Является ли франчайзер опытным в своем деле? Большинство "новых" франчайзинговых систем проявляют высшую степень оптимизма. Продавец франшизы может с энтузиазмом рассказывать о масштабах и успехе его дела, и соответственно, в заключение расписать насколько успешным станет ваш бизнес. Но документально подтвердить это не сможет.

Следовательно, продолжительность существования франшизы становится важным критерием для вашей оценки данной системы. Более новая франшизы возможно представляет перспективу более высокой прибыли, но и, следовательно, большую степень риска. Более опытная франшиза, соответственно, имеет противоположные результаты.

Проблемы с оборотом средств.

Стабильность организации - это третий аспект. Франчайзеры, исходя из многих соображений, иногда подают отчеты о высоких оборотах средств их франшиз. На практике же, получатель обычно не зарабатывает столько денег, сколько он ожидает на тот или иной момент развития.

Многие франчайзинговые компании могут иметь оборотность франшиз. Тем не менее, высокий процент оборотности иногда может стать далеко не наилучшим показателем для франшизы.

Унифицированный проспект франчайзинговых предложений должен содержать информацию о получателях франшиз, ушедших из данного бизнеса. Во время вашей оценки деятельности компании, вам необходимо связаться с как можно большим количеством этих получателей для их вклада в развитие вашего бизнеса.

Четвертым аспектом является обучение, предлагаемое франчайзером. Франчайзинг - это партнерство между получателем франшизы и франчайзером, в котором последний отвечает за передачу опыта и квалификации получателю, который как правило, не компетентен в этой области.

Ищите франчайзера, разборчивого в поиске получателей франшизы

Этот опыт должен передаваться посредством обучения со стороны франчайзера и в дальнейшем в процессе работы. Если программа обучения франчайзера не отвечает установленным стандартам и неэффективно помогает вам в развитии вашего бизнеса, это является индикатором того, что франшиза не сможет выполнять заданные функции.

Является ли франчайзер честным по отношению к вам. Нехватка прямоты и прозрачности ваших отношений может стать пятым индикатором. Судебные процессы стали обычной практикой в сегодняшнем обществе и каждый должен уметь адекватно реагировать на них. Франчайзеру, не сдерживающему своего слова, обычно предъявляется больше исков.

Предусмотрительный покупатель франшизы должен изучить Унифицированный проспект франчайзинговых предложений, чтобы узнать о количестве и характере жалоб на франчайзера. Характер и количество этих жалоб могут стать еще одним показателем правдивости намерений франчайзера.

Степень удовлетворенности франчайзера - это шестой аспект деятельности компании, который должны рассмотреть будущие получатели. Существующие франшизы могут стать хорошим показателем успеха франчайзинговой системы.

Настоящие владельцы франшизы могут предупредить новых получателей о возможных подводных камнях и негативных сторонах франчайзера. Также очень важно, могут ли получатели позитивно отзываться о франчайзере. Но обычно можно услышать что-то среднее: четкого разделения на хорошие - плохие полюса не бывает. Поэтому новому получателю следует уметь балансировать между этими различными точками зрения.

Анализ собственности.

Индикатор №7: Есть ли у франчайзера какие-либо торговые точки, принадлежащие компании, и если да, то сколько?

Конкуренция - это очень позитивный момент. Оцените существующую конкуренцию. Ваши шансы на успех зависят от ваших возможностей завоевать часть рынка, представляя товар или услуг лучшего качества и по более низким ценам или с большими удобствами по сравнению с конкурентами.

Вы не должны опасаться конкуренции, но вы должны понимать что конкуренция - это основа свободной экономической системы. Очень часто она обладает синергетическим эффектом. Например, множество торговцев продают одежду, на главных улицах США существует много ресторанов фаст-фуд, которые находятся рядом друг с другом, а в крупных торговых центрах существует не один магазин, продающий одну и ту же марку.

Тем не менее, вам не следует ожидать недостаточной конкуренции от вашей же франчайзинговой компании. Опыт, который вы получили от франчайзера, не должен быть направлен на конкуренцию против вас. Если у франчайзера имеется всего несколько магазинов, принадлежащих компании, и которые используются для обучения и разработок, это позитивный момент.

Аспект №8: Какой предоставляется бюджет на расширение франчайзинговой компании?

Франшиза основана на двух компонентах. Один из них - сам бизнес имеет непосредственное отношение к способностям получателя франшизы. Второй - способность франчайзера расширить систему и создать спрос на франшизу.

Появлени индикатора - это сигнал к более детальному исследованию

Количество денег в бюджете франчайзера непосредственно отображает его возможность расширить систему. Поэтому бедная франшиза ограничивает шансы получателя преуспеть в этой области.

Девятый аспект - это регистрационный статус франчайзера. Соответствует ли его регистрация требованиям штата?

Каждая франшиза, продаваемая в США, должна соответствовать требованиям Федеральной торговой комиссии. Тем не менее, многие штаты имеют собственные дополнительные требования. Хотя и решение франчайзера не вести дела в штатах с такой регистрации не является непременно негативным показателем, основания такого решения следует детально изучить.

Последним аспектом вашего исследования должна стать ситуация, в которой ваш франчайзер также выступает вашим хозяином. Многие франчайзинговые договоры требуют, чтобы франчайзер сдавал в аренду ваше помещение, а потом заключал договор субаренды с вами же. Над этим обязательно стоит задуматься!

Вот и все десять индикаторов франчайзинга.


Источник: