Непереводимый франчайзинг

Джули Беннетт
 

Несколько лет назад сеть закусочных Big Boy открыла в Бангкоке свое франчайзинговое предприятие. В заведение сразу потянулись туристы из Европы и США, однако местные жители не восприняли его как место для питания. Вместо этого они стали собираться у входа, где стоял сам Биг-бой — пухлый, щекастый мальчик, который держал над головой в вытянутых руках большой гамбургер. Таиландцы приняли его за нетрадиционное изображение Будды, регулярно приносили и складывали у подножия “статуи” рис и благовония, но питаться в закусочной не решались. Big Boy — яркий пример того, к чему может привести бездумное размещение франчайзинговых предприятий за границей, объясняет Кей Мэри Эйнсли, управляющий директор Michael Seid & Associates — мичиганского консалтингового агентства, специализирующегося в вопросах франчайзинга. Американские специалисты в области франчайзинга все чаще обращают внимание компаний на сложности открытия франшизы в развивающейся стране. Перед тем как решиться на заграничный вояж, необходимо серьезно изучить все национальные особенности: культурные, деловые и юридические. Специалистам известна масса примеров, когда идея, очень успешная в стране происхождения, в других странах вступала в конфликт с менталитетом целевой аудитории. В мире существует более 50 международных франчайзинговых ассоциаций. В их компетенции — оценить, как воспримут жители той или иной страны название компании, будет ли оно достаточно благозвучным на местном языке, какова будет реакция населения на слоган, логотип или предлагаемое меню. В США существуют даже специальные государственные программы для предпринимателей, решивших шагнуть за границу. Например, программа Gold Key действует при посольствах Соединенных Штатов во всех странах.

Вообще, компаниям, собирающимся расширять бизнес в развивающихся странах по франчайзинговой схеме, консультанты советуют быть осторожнее. “Самый трудный момент — отследить, кто будет вашим партнером на самом деле. Дает ли финансовые гарантии именно то лицо, с которым вы ведете переговоры?” — предупреждает Джойс Мадзеро, ведущий адвокат юридической фирмы Jenkens & Gilchrist.

Марк Форсет, ведущий консультант Marriot International в Вашингтоне, рассказал недавний случай. Его компания была близка к заключению франчайзинговой сделки — речь шла о гостиничном комплексе в зоне отдыха. В последний момент выяснилось, что инвесторы планируют перепродать права собственности многочисленным совладельцам по типу кондоминиума. “Получается, нам бы пришлось иметь дело с 350 партнерами”, — говорит Форсет. Чрезвычайно сложна юридическая сторона вопроса. Во многих странах действуют собственные законы о франчайзинговых предприятиях. Кроме России такие законы были недавно приняты в Албании, Австралии, Бразилии, Индонезии, Китае, Малайзии, Мексике, Румынии, ЮАР, Южной Корее, некоторых канадских провинциях.

И, наконец, еще один подводный камень — всеобщая интернетизация, открывающая массу возможностей для пиратов. Например, в Сингапуре и Австралии закусочные под названием Burger King появились раньше, чем настоящий Burger King собрался открыть в этих странах франчайзинговые точки. (WSJ)


Источник: "Ведомости"