Кот в мешке. Ждет тех, кто решил открыть в России магазин по франчайзингу.

А. Людковская
 

За последний год только ленивый розничный торговец не заявил о планах продвижения своей сети в регионы, в том числе по системе франчайзинга. Франчайзинг, который, по мнению торговцев, должен открывать колоссальные возможности для начинающих предпринимателей, на деле оказывается успешным лишь у немногих франчайзи.

Российские розничные компании хотят быть похожими на американские. В США более 40% розничной торговли приходится на компании-франчайзи. Подавляющее большинство (около 86% ) магазинов, открывшихся по системе франчайзинга, успешны, тогда как среди магазинов, открывшихся под своей маркой, в США выживают лишь 14%. "Благодаря франчайзингу начинающий предприниматель получает гарантированный бизнес, - объясняет президент Российской ассоциации франчайзинга Александр Майлер. - Как правило, франчайзи оказывается всяческая поддержка, франчайзер готов помочь ему в любую минуту".

В России, правда, франчайзер обычно в меньшей степени участвует в бизнесе, развиваемом под его маркой. "В США и Европе франчайзер покупает участок земли, строит здание, а управлять поручает франчайзи, - рассказывает Константин Архипов, директор департамента развития бизнеса "Копейки". - В России же компании не вкладывают во франчайзи ни рубля, а только разрабатывают для него технические решения и делятся брэндом".

Однако почувствовать себя в роли наставника хотят все больше и российских ритейлоров. Сейчас франчайзинговый пакет предлагают с десяток из них , хотя в середине 1990-х гг. о франчайзинге заявляла лишь обувная сеть "Эконика". В ближайшие годы количество предложений будет только расти. Например, со стороны компаний, торгующих косметикой. О возможности развивать бизнес по этой схеме подумывает, в частности, "Арбат Престиж".

Для российских ритейлоров это один из немногих способов решить очень актуальную для отрасли проблему недостатка свободных оборотных средств. "Компаниям недостаточно денег, чтобы развиваться, постоянно открывать новые точки, а франчайзинг позволяет быстро расширять сеть", - отмечает Константин Архипов.

Предприниматель же за вступительный взнос и роялти получает входной билет на отечественный розничный рынок. По словам гендиректора сети "Перекресток" Александра Касьяненко, продовольственный розничный рынок уже захватили сети, так что начинающему бизнесмену выйти на него практически невозможно: слишком жесткая конкуренция. К тому же неискушенный в этом бизнесе предприниматель рискует годами разрабатывать схему работы, прежде чем получить первую прибыль.

Суть классического варианта сотрудничества компании и предпринимателя сводится к предоставлению франчайзером собственных технологий, связей и брэнда. Некоторые франчайзеры берут на себя общение с поставщиками, а франчайзи (предпринимателю) остается лишь забрать товар в распределительном центре. В результате франчайзи получает продукцию с большими скидками, которых он никогда бы не добился, действуя в одиночку. Правда, пока распределительные центры есть лишь у двух российских продовольственных сетей - "Перекрестка" и "Копейки". Строительство собственного распределительного центра ведет сейчас "Пятерочка".

Помимо классической схемы на рынке распространен еще так называемый товарный франчайзинг. Компания-производитель разрешает пользоваться собственным именем в обмен на обязательства предпринимателя регулярно заказывать и выкупать продукцию. Франчайзер обеспечивает рекламную поддержку, мерчандайзинг, помогает спроектировать торговое помещение. Ни вступительного взноса, ни роялти франчайзи не платит: доход франчайзера изначально заложен в стоимости товара. Чаще всего товарным франчайзингом пользуются обувные и одежные производители. На российском рынке такие франшизы предлагают Ecco, "Для тела и души", Oggi и ряд других. Такие же схемы предлагают иностранные компании, как, например, Mango.

Однако сотрудничество франчайзера и франчайзи в России не всегда проходит столь же гладко, как описано в классических схемах. Предложения российских франчайзеров часто не проверены практикой, а пока изложены только на бумаге. Поэтому начинающий франчайзи в большинстве случаев рискует не получить того, ради чего покупают франшизу предприниматели в тех же США - выверенной годами схемы сотрудничества между франчайзером и франчайзи. Олег Войцеховский, директор компании Russain Retail Solutions, советует воздержаться от покупок сырых франшиз. "Розничные сети хотят обкатать технологию на первых несчастных, которые даже не почувствуют преимуществ франчайзинговых отношений", - считает он. Во избежание возможных неудач некоторые розничные сети очень осторожно выводят на рынок франчайзинг. Например, "Копейка", заключившая первый договор франчайзинга два года назад, только сейчас официально объявляет о запуске франчайзинговой программы. Все это время сеть обкатывала технологию.

Оплата вступительного взноса и последующие отчисления роялти оправданны при покупке испытанной российской, а еще лучше иностранной франшизы. Например, компания "МАРТА" первой купила франшизу голландской розничной сети Spar. "Мы выбрали Spar ради брэнда и опыта, - объясняет президент компании "МАРТА" Георгий Трефилов. - К тому же, если открывать собственный магазин и делать все правильно, а не на коленке, расходы будут несоизмеримо выше, чем при покупке франшизы".


Источник: "Ведомости"