Преимущества и недостатки франчайзинга. Методические материалы.

 
 

Как и любой другой способ ведения бизнеса франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки.
Феномен широкого распространения и быстрого развития франчайзинга заключается,

во-первых, во взаимной выгоде как для франчайзера, так и для франчайзи и,

во-вторых, в снижении налогооблагаемой базы.

В чем же заключаются плюсы и минусы системы для участников франчайзингового соглашения и их покупателей ?

Преимущества для франчайзера:

  • быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса;
  • отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал ;
  • более низкий уровень собственных капиталовложений;
  • государственная регистрация договора франчайзинга;
  • подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы;
  • доход от продажи лицензии;
  • прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования;
  • прибыль от возможного кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота.

Недостатки для франчайзера:

  • получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного;
  • невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы;
  • трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;
  • трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи;
  • обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента.

Преимущества для франчайзи:

  • возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капитальными вложениями при всесторонней поддержке опытного франчайзера;
  • франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным;
  • мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием;
  • возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером;
  • возможность ведения бизнеса некомпетентным лицом за счет обучения в фирме франчайзера по стандартам высокого качества;
  • гарантированность постоянного снабжения;
  • возможность приобретения основных фондов у франчайзера путем лизинга или по остаточной стоимости.

Недостатки для франчайзи:

  • контроль осуществляемый франчайзером оставляет меньше самостоятельности в бизнесе;
  • потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации;
  • услуги, предоставляемые франчайзером, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи;
  • опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзером своего бизнеса;
  • вероятность того, что прогресс в технике, изменение в законодательстве или потребностей потребителей приведут к банкротству, т.к. франчайзи обычно реализуют узкий перечень товаров и услуг.

Преимущества для потребителя:

  • в большинстве случаев товары и услуги, реализуемые под одним товарным знаком имеют одинаковое качество и инфраструктуру оказываемых услуг;
  • если закрывается какая-то определенная торговая точка - можно обратиться в головную компанию;
  • за счет контроля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания;
  • франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей степенью личного участия.

Недостатки для потребителя:

  • франчайзинг может ограничивать конкуренцию и, как следствие, ограничивает выбор товаров и услуг;
  • франчайзи может оказаться недостаточно обученным

Источник: