Подходит ли для Вас франчайзинг?

 
 

Во многих странах франчайзинг - поддерживаемое властью “теплое и надежное гнездо” для стабильного существования малого бизнеса. В России же франчайзинг пока еще развит слабо. Но понимание того, что он является одним из способов выживания малого бизнеса, уже формируется. И вряд ли можно считать серьезным препятствием на пути его развития отсутствие в нашем законодательстве самого понятия франчайзинг (Гражданский кодекс РФ подразумевает франчайзинг, говоря о “коммерческой концессии”). В ряде стран он, нигде не упоминаясь, активно осуществляется на основе общего коммерческого законодательства. Нам, думаю, тоже вряд ли удастся сойти со “столбовой дороги истории”. И, если у вас есть помещение и первоначальный капитал или возможность выгодной аренды и кредита и вы уже почти решились, последуйте тем советам, которые собраны в заключительной части раздела нашей рубрики, посвященного франчайзингу.

Все они базируются не только на зарубежном, но и на уже наработанном собственном опыте российского франчайзинга. Многие яркие бренды отечественной торговли осваивают, и весьма успешно, эту практику, продавая свою франшизу в регионы страны. Так что сегодня предприниматель может купить не только импортное, но и свое, российское “имя”. В любом случае к вопросу приобретения франшизы нужно подходить крайне внимательно и осмотрительно. Вот некоторые советы, основанные на рекомендациях специалистов Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ).

Узнайте как можно больше о франчайзинге.

В Москве и других крупных городах есть центры франчайзинга при торгово-промышленных палатах или структурах, защищающих права предпринимателей. Там вы сможете найти множество публикаций, которые помогут вам разобраться в деталях этой концепции. После прочтения литературы и заполнения анкет для самоанализа вам следует перейти к более конкретному знакомству с интересующей вас франшизой.

Посетите несколько работающих франчайзинговых предприятий.

С 1993 года франчайзинг обосновался в России. Нет, пожалуй, ни одного крупного города, где не было бы предприятий, работающих по этому принципу. Желательно лично посетить 5-6 франчайзинговых предприятий и поближе познакомиться с их работой. Многие предприятия во франчайзинге напрямую обслуживают клиентов. Вы непременно заметите “вышколенность” их сотрудников. Это результат жесткого следования стандартам, высочайший профессионализм. И вы должны понимать, что и вам, и вашим сотрудникам необходимо будет пройти активное обучение, быть профессионально организованным, педантично следовать стандартам и уметь общаться с клиентами. Подумайте, способны ли вы к работе в режиме постоянного жесткого самоконтроля, порядка, своевременной и прозрачной отчетности. После этого ответьте себе на вопросы:

Нужен ли мне франчайзинг? Хочу ли я самостоятельно управлять собственным предприятием или лучше нанять профессионального управляющего?

Собственное дело может принести хороший доход и удовольствие от качественно сделанной работы. Но оно никогда не дается легко. Оно требует большого труда, а иногда, к сожалению, и приносит разочарование. Следует иметь в виду, что сама по себе покупка франшизы не гарантирует стопроцентного успеха, но, по информации РАРФ, через год работы 9 из 10 предприятий, получивших франшизу, остаются на рынке, в то время как 9 из 10 предпринимателей, пытавшихся создать свой бизнес самостоятельно, из него уходят.

Посетите семинар по франчайзингу.

Семинары хороши не только тем, что информация подается в структурированном и систематизированном виде и там можно задать волнующие вас вопросы специалисту, но и возможностью общения с коллегами. Обмен опытом, информацией, новые контакты и деловые связи - ценное пополнение в копилку вашего будущего успеха. Только после этого этапа накопления знаний можно переходить к окончательному выбору наиболее подходящей для вас франшизы.

Внимательно просмотрите каталоги франшиз вашего регионального центра или на одном из интернет-сайтов, посвященных франчайзингу.

Каталог Международной ассоциации франчайзинга, расположенной в Вашингтоне, например, содержит более 1000 франшиз, охватывающих более 70 отраслей хозяйства. Первичный отбор наиболее интересных для вас видов деятельности сузит поиск и поможет более детально вникать в существо дела. Рекомендуемые сайты: www.rarf.ru, www.mybiz.ru, www.franchise-profiles.com, www.ifranchise.net.

Детально изучите интересующую вас франшизу.

Причем это изучение должно состоять из двух этапов:

1. Сосредоточьтесь на себе. Запросите у франчайзора Унифицированный бюллетень франшиз или информационные документы (disclosure document) с целью выяснения его ключевых стандартов и условий. Примерьте к ним свои возможности. Если по метражу помещений, финансовым возможностям и т.д. вы вписываетесь в эти стандарты, можно переходить ко второму этапу.

2. Сосредоточьтесь на заинтересовавшем вас бизнесе. Выбирать его надо, как жену или мужа, ведь, возможно, это - на всю жизнь! Насколько “звучно” имя марки франчайзинга? Насколько она известна в регионе, где вы планируете работать? Насколько освоена эта марка “пиратами”? Готовы ли будут покупатели вашего региона или населенного пункта (морально и материально) отказаться от “пиратской” продукции в пользу вашей, подлинной, но более дорогой марки? Устраивает ли вас предлагаемый франчайзором формат общения, отчетности, его рекламная стратегия, степень участия в развитии вашего бизнеса? В конце концов, устраивают ли вас сроки окупаемости и прибыльности этого бизнеса?

Консультации с юристом и бухгалтером, компетентными в вопросах франчайзинга, и честные, взвешенные ответы самому себе на эти вопросы помогут вам в дальнейшем избежать разочарований.

Если у вас есть контакты с бывшими советскими республиками, то имейте в виду, что одними из немногих стран в мире, где приняты специальные законы о франчайзинге, являются республики Молдова и Казахстан. А абсолютными лидерами в осуществлении франчайзинговых систем на территории Европы являются Чешская Республика и Венгрия. Все большее развитие франчайзинг получает на рынках Польши, Болгарии и Румынии. Опыт ближайших соседей, несомненно, может быть полезен.


Источник: "Торговая газета"