Франчайзинг: неординарный, но перспективный бизнес

В. Константинов
 

Это раздражающе-непонятное, чужое и холодное, ломающее язык слова означает всего лишь особую форму ведения бизнеса. Причем необычайно эффективную и перспективную для нашего края. Это практически пока еще не востребованная ставропольскими предпринимателями ниша, обещающая разрешить ряд мучительных проблем.

Итак, что такое франчайзинг? Франчайзинг - это соглашение, которое заключается на основе контрактов "франчайз". Суть соглашения в том, что крупная "родительская" фирма предоставляет мелкой частной фирме в течение определенного времени, в специально указанном месте, с правом выбора участка, право вести свое дело. Во многих случаях такая опека помогает начинающему предпринимателю грамотно выбрать торговую зону, получить заем и пр. Но главное "родительская" фирма дает младшему партнеру право торговать своей продукцией под маркой "родителя". За подобную услугу мелкий бизнесмен уплачивает вступительный взнос (в США - от 25 до 100 тысяч долларов) и отчисляет определенный процент с оборота в пользу "родительской" фирмы (от 3 до 12 процентов). Кроме того, он обязуется закупать необходимые товары и оборудование у "родителя".

Франчайзи - тот, кто выплачивает франчайзеру первоначальную франшизную плату и затем текущие роялти (периодические отчисления) за право ведения бизнеса.

Франчайзер предоставляет своему подопечному проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Предлагаются испытанные, проверенные В деле рецепты бизнеса, которые можно применять многократно в конкретных филиалах франшизной системы. При этом франчайзер делится с франчайзи своим опытом - позитивным и негативным, предоставляет ему структуру производства и методы ведения бизнеса, услуги в процессе функционирования. Именно поэтому иметь франшизное предприятие предпочтительнее, чем независимое, - у франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок, и таким образом сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело.

Мировым лидером в развитии системы франчайзинга являются США. Первым франчайзингом там считается производство швейных машин "Singer".

В США почти 80 процентов новых предприятий становятся банкротами после 5-7 лет функционирования. А среди предприятий франшизных систем 90 процентов выживают.

Франчайзинг становится самым мощным источником создания и развития новых независимых предприятий. В 1991 году во Франции насчитывалось 600 франшизных систем, включающих более 30 тысяч предприятий. В Великобритании - 432 системы, 18600 филиалов.

В США с 1975 по 1995 год общее количество служащих франчайзинговых предприятий увеличилось с 3,5 миллиона человек до 8 миллионов, в среднем на одном предприятии работают 10 человек. По данным IFA (Международной франчайзинговой ассоциации), прибыль во франчайзинге к 2000 году составит 1 триллион долларов.

В России франчайзинг делает первые шаги. Из наиболее известных предприятий франчайзинга можно назвать такие, как "Макдональдс", "Пицца Хат", "Рибок", "Ле Монти", "Альфаграфикс", "Компьютерлэнд", "Баксин Робинз". И, конечно, "Дока-пицца" и "Дока-хлеб" - первый российский франчайзинг, насчитывающий более 300 филиалов.

У франчайзинга в России большие перспективы. Его развитие будет способствовать и развитию предпринимательства в целом, созданию дополнительных рабочих мест, более быстрому профессиональному обучению, повышению качества ведения бизнеса, улучшению этического климата российского бизнеса, освоению новых технологий малого предпринимательства.

Что касается торгово-промышленной палаты Ставропольского края, то не будет большим преувеличением, если скажу: палата была и остается первой помощницей предпринимателям края там, где требуется неординарный подход, в том числе и в области франчайзинга.


Источник: "Ставропольская правда"