Франчайзинг как элемент рыночной инфраструктуры

Зима Н.Н, Шутилов Ф.В.
 

Оживление российской экономики самым непосредственным образом связано с развитием малого бизнеса. В последнее время роль этого сектора экономики серьезно переосмыслена. Сегодня, он рассматривается, как необходимое условие саморазвития и устойчивости всей экономической системы. Современная практика промышленно-развитых стран показывает, что одним из главных направлений в формировании успешного малого бизнеса является образование всевозможных сетевых структур, в рамках которых, малые предприятия, сотрудничая между собой, создают благоприятные условия для взаимной поддержки. (1)

Именно сейчас, данный сектор экономики стал выполнять важнейшую роль накопителя капиталов, в дальнейшем они начнут интегрировать в смежные отрасли, способствуя возникновению новых предприятий. Формируется своего рода инфраструктура постоянных связей между малыми фирмами, устойчивые рыночные отношения. В малом бизнесе идет постоянное движение: непрерывно возникают новые фирмы, которые растут, сливаются с другими, объединяются с более крупными, трансформируются, продаются и покупаются.(1) Инфраструктура отечественного предпринимательства только закладывается.

Ускорить ее создание необходимо и возможно. Один из путей- -широкое распространение франчайзинга. (1) При переходе российской экономики от плановой к рыночной, стали ярко выраженными изменения в структуре занятости населения, многие люди просто не могут адаптироваться и найти свое место в этих жестких, постоянно меняющихся условиях диктуемых рынком. Безработными оказались миллионы бывших служащих, работников занятых в научно-технической сфере, оборонной промышленности и др. Одной из серьезных проблем, которая остается не решенной--является подготовка и переподготовка кадров для работы в этих новых условиях.

Другая не менее важная проблема--это сокращение западных инвестиций в российскую экономику. Это прежде всего связано с дефолтом 1998 года и нестабильной до недавнего времени политической ситуацией в стране. Многие зарубежные фирмы из-за большого риска, нестабильности российской экономики и сложной политической ситуации были вынуждены уйти с российского рынка. Это привело к частичному освобождению многих ниш на рынке.

Одним из путей решения данных проблем, предлагаемых ведущими российскими экономистами, является образование сетевых структур. Ярким примером которых, является работа по системе франчайзинга. Развитие франчайзинга способно, если не решить, то по крайней мере, значительно ускорить решение многих российских проблем. Франчайзинг--как способ ведения бизнеса имеет много плюсов, хотя есть и свои минусы.

Основными достоинствами являются следующие :

  1. готовая "ниша" рынка, что дает возможность в кратчайшие сроки раз- вернуть дело ;
  2. минимальные затраты на развитие ;
  3. полный пакет четких инструкций, содержащих информацию о материалах, сырье, оборудовании, поставщиках, системе сбыта, методах и приемах работы ;
  4. надежность и конкурентоспособность бизнеса, обусловленная репутацией головной фирмы.
  5. получение относительно дешевой и качественной рекламы различного масштаба--от местной до международной ;
  6. низкие риски ;
  7. возможность покупки у франчайзера необходимого оборудования и материалов со скидками ;
  8. обучение эффективным методам управления бизнесом ;
  9. бесперебойные поставки продукции.

К числу недостатков относятся :

  1. ограничение предпринимательской инициативы, франшизодатель вмешивается во все сферы деятельности предприятия ;
  2. головная фирма может принимать важные решения, не учитывая мнения отдельных франшизополучателей (2)

Что касается проблемы российской безработицы, то франчайзинг позволяет создавать рабочие места для тех, кто по различным причинам не может организовать собственный бизнес,но хочет плодотворно трудится. Для многих, как ушедших с российского рынка так и новых зарубежных фирм, было--бы очень удобно работать по системе франчайзинговых сетей, т.к. за основу берется лизинг, который в свою очередь обеспечивает минимальные риски для франчайзеров. Характерной чертой этого метода организации и управления заключается в том, что каждая из крупных франшизных сетей вынуждена создавать свою собственную внутреннюю инфраструктуру,охватывающую всю политру бизнес функций ( финансовые, юридические, рекламные, по связям с общественностью, контроль качества предоставляемых товаров и услуги т.д. Стимулируя развитие франшизных систем, с одной стороны, и контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики с другой, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры. Франчайзинг позволяет как выстроить систему взаимоотношений между малыми предпринимателями, входящими в одну и ту же франшизную схему, так и упорядочить их отношения с внешними контрагентами ( малыми и крупными ). (1,2) Традиционно франчайзинг наиболее успешен в торговле и в сфере предостав- ления услуг населению. Однако, было бы неверным ограничивать возможности поиска новых областей его применения.

Так, в ряде отраслей именно франчайзинг дал людям шанс стать предпринимателями. Научно--технический прогресс объективно повышает "входные барьеры" для вступления в бизнес: нужно больше инвестировать в покупку лицензий, оборудования, обучение, и.т.д. За счет сетевого эффекта франчайзинг позволяет преодолевать эти трудности : хороший пример--российская фирма "1С", распространяющая и поддерживающая бухгалтерские и финансовые программы. Несмотря на то, что первые франчайзинговые сети появились еще в начале 90-х годов, тем не менее сильно большого распространения они не получили, хотя есть и очень удачные процветающие российские компании как например "1С". Такая ситуация связана со многими так и не решенными проблемами наиболее важными из которых являются следующие :

  1. отсутствие реальной помощи со стороны государства ;
  2. отсутствие институтов, ассоциаций занимающихся развитием франчайзинга, проведением конференций, разработкой специальных бизнес--программ характерных для российской экономики.
  3. нет соответствующей законодательной базы и.т.п.

Бурное развитие франшизных сетей стало наиболее заметной мировой тенденцией конца 20-го века. Очевидно, что она сохранится и в новом тысячелетии. Применительно к нашей стране, сегодня трудно говорить о каких--то общих направлениях в организационном управлении. Однако, можно с уверенностью утверждать, что стимулируя франчайзинг и его элементы как систему управления бизнесом, госудрство способно создать предпосылки для перехода на новые, прогрессивные формы управления. Опыт других стран демонстрирует, что прошедшие школу франчайзинга, морально гораздо лучше подготовлены к позитивному восприятию и других сетевых форм управления, которые уверенно прокладывают себе дорогу в мировом бизнесе и рано или поздно будут востребованы в полной мере в России. При создании российской системы франчайзинга следует иметь в виду, что франшизная сеть состоит в основном из малых предприятий. Это означает, что человеческий фактор играет в ней очень большую роль. Можно с уверенностью утверждать, что сейчас назрела реальная потребность для создания в России, хотя бы на региональном уровне школ, ассоциаций, институтов франчайзинга которые смогли бы обеспечить весь научно-- информационный комплекс услуг, связанный с проведением конференций, семинаров, выпуском специальной рекламно--информационной продукцией, публикацией справочников, с информацией и условиями ведения бизнеса о фирмах которые уже сегодня работают по системе франчайзинга. Отечественный предприниматель существенно отличается от своих коллег на Западе. Поэтому прямое заимствование зарубежного опыта вряд ли приведет к успеху, что говорит о необходимости формирования и создания "Российской школы франчайзинга".

Литература

  • Г. Кочетков "Социальная функция франчайзинга" Человек и труд 2/2000 с 32-36.
  • А.Шулус, Н. Быченко "Франчайзинговые формы предпринимательства" Российский экономический журнал 7/1997 с 44-48.

Источник: