Работа: франчайзинг.

 
 
Сегодня желающих открыть свое дело поубавилось, время полулегальных и совсем законных бешеных денег прошло, многие ниши заполнились, спрос удовлетворен. Однако по-прежнему есть люди, которые жаждут самостоятельности в бизнесе, их не удовлетворяют офисные будни, улиточный подъем по карьерной лестнице и работа на чужого дядю.
Однако в условиях жестких административных барьеров, отсутствия адекватной законодательной базы и финансовой поддержки малого предпринимательства, наездов, кризисов и прочих радостей российской экономики открыть свое дело, а главное, продвинуть его, втиснуться в стройные ряды российских производителей и иностранных монстров-холдингов довольно непросто.
Компромиссный вариант есть. Это франчайзинг, что в переводе с французского означает "освобождать". Франчайзинг бывает разным, но образно говоря, это успешный союз раскрученного бренда мощной компании и отдельного предпринимателя. У вас есть интерес и жажда бурной деятельности, немного стартового капитала, у крупной компании - опыт и репутация, готовая, а главное, работающая схема ведения бизнеса. Прелесть такой формы организации бизнеса - в простоте. Вы получаете готовую фирму, приходите "на все готовенькое", сокращая риски: не надо заниматься сбором бумажек и подмазывать чиновников, закупать оборудование, искать поставщиков, сталкиваясь с неподъемными ценами на перевозку, растаможку и кидаловом. А если надо, то все в рамках договора за вас сделает "старший брат" или франчайзор, поставляя продукты, оборудование, форменную одежду, наработанные схемы ведения переговоров, ноу-хау и результаты маркетинговых исследований.
Зачем вам это надо? Статистика и опыт сотен франчайзи (тех, кто уже купил франшизу - право на использование марки или полный пакет услуг, рецептуру и пр.) доказывает, что у франчайзи в два раза больше шансов остаться в бизнесе, получать доход и раскручивать свою фирму, чем у независимых предпринимателей.

Откуда есть пошел...

Франчайзинг возник относительно недавно, по европейским меркам ему около ста лет. В основе его популярности (а он широко распространен в сфере услуг и общепита) - принцип распространения удачной коммерческой идеи, и ее воплощения. Однажды два независимых предпринимателя решили заняться бизнесом, придумали изготавливать "что-то с наполнителем", стали изучать особенности русской национальной кухни, и выяснили, что у нас хорошо идут блины, да картошка. Купили ларьки, зарегистрировали марку, и теперь москвичи наслаждаются русскими блинами с творогом, икрой и грибами в "Русских блинах" и горячей запеченной картошкой прямо из печки с крабовым мясом, селедкой и другими вкусностями. Согласитесь, удачная концепция. Которую можно успешно тиражировать, передавая опыт в регионы и даже другие страны.
В России франчайзинг поселился в 1993 году, когда "Баскин Роббинс", удачно накормив мороженным сотни людей, согласился за определенную сумму делиться своими знаниями и технологиями (с их завода по производству мороженного белая сладость поставляется только партнерам "Баскина").
Мы сталкиваемся с франчайзингом буквально на каждом шагу: это и McDonalds, Kodak, Baskin Robbins, Планета Фитнес, 1C программное обеспечение. В сети "Крошка-картошка" около 50 точек, и 30 из них работают по франчазингу. Компания предоставляет партнерам право пользоваться товарным знаком, фирменным стилем, одеждой, оформлением, рецептурой и налаженными связями с поставщиками. Франчайзинговая схема работает успешно там, где можно и даже нужно все унифицировать. Чтобы клиент попадая к вам в Норильске в салон "Десанж" или закусочную "Рыбак и рыбка" получали то же качество и скорость обслуживания, тот же уровень сервиса. Так, фитнес-клубы очень капиталоемкий бизнес, но если у вас есть московская карточка, и вы пришли в Челябинскую Планету, вас обследуют врачи, вы увидите качественные тренажеры и улыбки инструкторов. Вот в чем плюс франчайзинга и главное требование владельцев бренда.
В российском законодательстве понятия "франчайзинг" нет, но депутаты обещают вскоре восполнить этот недостаток. Пока же действует определение "договор коммерческой концессии", где одно юрлицо (франчайзор) передает другому (предпринимателю) право использовать технологию ведения бизнеса.

Франчайзинг бывает кусачим только от жизни собачьей

Союз большого и малого бизнеса, франчайзинг - это один из способов проникнуть в ряды бизнесменов. Российская ассоциация франчайзинга так определяет его основной принцип: франчазинг помогает человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть одиноким.
Что же требует франчайзор от вас, индивидуального предпринимателя? Соблюдать правила оказания услуг и производства товаров. В ответ вы получаете не только бренд, а с ним и узнаваемый имидж, но и поддержку, консалтинг на протяжении всего времени действия договора. Наиболее успешно схема используется в бухучете, ресторанном бизнесе (Ростикс), гостиничном, химчистном (Лавандерия, Диана), книжном, косметическом (Парфюмаркет), риелторском и туристическом бизнесе. Вы заитересованы в максимальной прибыли при отсутствии необходимости раскручивать никому не известный продукт, услугу, компанию (лишь заключив договор вы будете отчислять на рекламу).
Франчайзинг бывает прямой (вы покупаете франшизу прямо у ее владельца) и косвенный или мастер франшиза, когда вы покупаете права уже у франчайзи. То есть где начало того конца, которым заканчивается начало.

Есть ли у вас план, мистер Фикс

Прежде чем бросаться заключать договор с желанным объектом, надо многое прикинуть и предусмотреть.
1. Своя стихия
Кто имеет деньги, тот и музыку заказывает. Это понятно. Но логично если вы купите франшизу в той отрасли, где у вас есть связи, опыт или хотя бы образование. "Отбивать" деньги даже при хорошем старте придется, как минимум, два-три года. Но опытные предприниматели считают, что это долговременный бизнес, рассчитанный на 10-15 лет.
2. Финансы
С нуля, без кредита или своих накоплений начать бизнес, к счастью или сожалению, невозможно. Франчайзи согласно договору должен регулярно пополнять "копилку" франчайзора.
Покупая франшизу, вы уже платите первоначальный взнос (от 200 долларов в 1С, 200 в "Кодаке" при наличии фотолаборатории и до 50000-100000 в капиталоемких проектах, например, в фитнесе).
Кроме первичного взноса, требуется сервисный взнос в указанные франчайзером сроки. Роялти (тоже сервисный взнос) везде разная, но в среднем это 4-5 процентов от валовой годовой прибыли.
3. Договор и правовые аспекты
Квалифицированную квалификацию можно получить в Российской ассоциации франчайзинга, центре поддержки предпринимательства. Во-первых, в РАФ есть каталог действующий франшиз, изучая который, вы выберите предприятие по душе и средствам.
4. Франчайзор
Узнайте подольше о будущем "боссе"-франчайзоре. Это могут быть статьи (открытый доступ есть в публичной библиотеке, задаете название фирмы и запускаете поиск), материалы в конференциях и форумах по франчайзингу, деловые альманахи. Следующий шаг - посмотреть предприятие изнутри: познакомиться с менеджерами и директором.
Сама покупка франшизы не дает стопроцентной гарантии на обеспеченную старость, но снимаем многие трудные проблемы с ваших плеч, помогая успешно стартовать под известной всей стране вывеской. Вам не придется в муках "рожать" схему взаимодействия персонала, думать за логистика о поставщиках и проектировать кафе самостоятельно. И все же франчайзи - полноценный предприниматель, который несет ответственность за промахи, является руководителем, имеет в подчинении штат. В каждой франчайзинговой паре взаимодействие между франчайзи и франчайзором происходит по-разному: где-то вы становитесь полностью независимым от "головы", а где-то должны согласовывать цвет салфеток на столах и любые кадровые перестановки. Ищите ту схему, которая вам по душе.
Но в любом случае есть еще одно преимущество, которое стоит упомянуть: франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение и получение МБА. Знания содержаться в консультациях франчайзора, специальных программах по развитию и организации бизнеса, которые начинаются после заключения договора.


Источник: Интернет-журнал "Девичник"