Покупатели предпочитают салоны

Максим Букин
 
Накал страстей на рынке мобильного ритейла вполне очевиден – торговые сети по продаже цифровой техники стремятся застолбить себе место под солнцем уже сейчас, пока рынок на подъеме. Ожидаемый в 2006 году спад продаж мобильных телефонов заставляет форсировать выстраивание региональных сетей в 2005 году, пока еще есть значительные положительные финансовые потоки на строительство новых торговых павильонов. Один из перспективных путей развития в этих условиях – создание франчайзинговых сетей. Именно так развивается частично торговая сеть «Диксис», полностью – Divizion и «Цифроград».

Активная региональная экспансия крупных розничных сетей типа «Евросети» и «Связного» заставляет местные сети либо продаваться (скупкой в основном занимается «Диксис»), либо покупать франшизу и выгодные условия по закупкам телефонов от Divizion или «Цифрограда», либо закрывать свой бизнес. С недавнего времени к этому прибавилась еще одна возможность – объединяться, чтобы «не пропасть поодиночке». Возможно, именно для этого в июле нынешнего года было объявлено о создании Ассоциации мобильных технологий (АМТ).

Один из руководителей АМТ, Андрей Стародубцев, кратко пояснил, что «инициатором данного объединения стала сама ситуация, которая сложилась на рынке. Эта мысль давно зрела в умах многих компаний в разных частях страны». Однако о владельцах ассоциации и ее учредителях не было сказано ни слова. Условия объединения тоже остались тайной. Единственный вопрос, на который мы получили однозначный и утвердительный ответ, был связан с тем, что объединенные компании будут вести совместную маркетинговую политику для координации своих усилий на рынке. По словам организаторов, в ассоциацию вошли региональные сети, общее количество торговых точек в которых превышает 800.

Однако общее настроение экспертов по поводу создания подобного объединения более пессимистично. Так, Андрей Шлыков, генеральный директор группы компаний DIXIS, отмечает: «Для региональных сетей проблема выживания в условиях ужесточения конкуренции и удержания своих позиций на рынке стоит довольно остро, и именно с этим связано возникновение межрегиональной Ассоциации мобильных технологий. Однако, как показывает практика, итоговый передел рынка в пользу нескольких крупных игроков неизбежен».

По мнению Шлыкова, единственный выход для региональных сетей – это встать под сильный брэнд одного из лидеров рынка, развивающего программу франчайзинга. Таким образом, они остаются полноправными собственниками бизнеса и при этом получают более выигрышные условия для развития. Со временем практически все региональные сотовые дилеры будут стоять перед выбором – сохранить на время свою торговую марку и в ближайшей перспективе уйти с рынка, не выдержав конкуренции, или потерять собственное «лицо» и стать франчайзинговым партнером крупного и успешного игрока, при этом получив равноценные с федеральными сетями условия для развития.

Так, в июле 2005 года крупный игрок столичного рынка, компания «Анарион», пополнила ряды партнеров-франчайзеров торговой сети «Цифроград». Постепенно все 140 магазинов, действующих в Москве, Московской области, Казани, Перми и Воронеже будут работать под брэндом «Цифроград». Генеральный директор «Анариона» Борис Егоров, конечно, отметил, что это соглашение позволит компании развиваться эффективнее и быстрее. Однако аналитики связывают переход под брэнд «Цифрограда» с недостатком у «Анариона» денежных средств на развитие в регионах.

Единственное, что может помешать сделкам подобного рода в будущем, – это возможная нехватка ресурсов, финансовых, логистических и, что особенно важно, маркетинговых. Как отмечает Михаил Дмитриев, директор по маркетингу и развитию бизнеса группы компаний Divizion, «многие весьма ресурсоемкие задачи – переоформление салонов, наполнение полок расширенным ассортиментом, проведение маркетинговых программ с участием всех точек продаж – необходимо решать одновременно».

Указанные выше тенденции вполне подтверждают рыночные прогнозы. К 2006 году в России можно будет наблюдать компании трех типов. «Евросеть», «Связной» и «Техмаркет» будут развивать свою собственную сеть, «Диксис» будет развивать бизнес «50 на 50» – свои и франчайзинговые салоны, а «Дивизион» и «Цифроград» сосредоточатся на развитии франчайзинговых схем. После этого, к 2008 году, возможно небольшое «проседание» рынка и его стабилизация – телефоны будут покупать в основном на замену. Именно тогда указанные торговые сети станут настоящими салонами с широким ассортиментом цифровой техники, находящимися в шаговой доступности от мест проживания потребителей. Остальные – либо будут объединены в несколько сильных региональных игроков, либо выйдут из бизнеса еще быстрее.


Источник: Независимая Газета