Симпатичный бизнес ищет хозяина

Варвара АГЛАМИШЬЯН
 
Открыть свое дело можно по-разному: можно зарегистрировать фирму под своей уникальной торговой маркой, можно купить франшизу, а можно поступить проще - купить готовый бизнес.

Желающим это сделать уже есть из чего выбирать. В прошлом году оборот российского рынка готового бизнеса вплотную подобрался к цифре $1 млрд. ( Для сравнения: в Германии он составил $5 млрд.) При этом число компаний, выставляемых на продажу, ежегодно удваивается.


"Каждый день к нам поступает 2-3 заявки на продажу готового бизнеса, - говорит директор департамента готового бизнеса Института экономической безопасности Сергей Айрапетов. - Причем чаще всего бизнес продается, если он не выдерживает конкуренции".

"В России уже сформировалась мода на то, чтобы не владеть бизнесом всю жизнь", - говорит исполнительный директор ЗАО "РОЭЛ Менеджмент" Сергей Нуриджанов. По его словам, бизнес - как велосипед: если не будешь в него постоянно вкладывать новые деньги, он упадет. Сегодня у большинства фирм не хватает средств, чтобы все время бежать за лидером в своей отрасли. Кроме того, есть немало предпринимателей, которые занимаются бизнесом более десяти лет. Некоторые из них уже достигли пенсионного возраста, другие скопили достаточно средств для того, чтобы жить на проценты с капитала.

По итогам прошлого года в сфере продаж готового бизнеса сформировалась тройка лидеров. На первом месте - небольшие магазины, аптечные киоски, на втором - предприятия по оказанию различного рода услуг: салоны красоты, туристические агентства, предприятия автосервиса. Замкнули тройку лидеров предприятия по производству продуктов питания (из них лишь 30% московских). В этом году тройка лидеров не изменилась, разве что акценты несколько сместились. Сейчас покупателей все больше интересуют не отдельные магазины, а торговые сети. Кроме того, на рынке много предложений о продаже стоматологических кабинетов и интернет-магазинов. Самую дешевую покупку на рынке готового бизнеса можно совершить за $50-100 тыс., купив парикмахерскую, аптечный киоск или стоматологический кабинет.

Наибольшим спросом у покупателей сейчас пользуются бизнесы стоимостью от $500 тыс. до $1.5 млн. (за прошлый год продажи в этом сегменте увеличились на 300%). Речь идет о формате кафе, ресторана или магазина. Стоимость крупных проектов, ориентированных на западного покупателя, начинается с $3-5 млн. и может достигать $50 млн. Это в основном инфраструктурные проекты: складские комплексы, торговые центры, гостиницы. По оценкам специалистов, в этом году на продажу будет выставлено не менее 180-200 супермаркетов в разных регионах. Рано или поздно на продажу будут выставлены непрофильные активы металлургов и нефтяников.

С одной стороны, рынок продажи готового бизнеса стремительно растет, и появилось уже более 200 компаний, готовых оказать услуги по организации сделки продавцам и покупателям. С другой - успешная продажа готового бизнеса происходит только при соблюдении ряда условий, прежде всего при наличии хорошего бизнес-плана и вложении достаточных средств в раскрутку бренда. "Чем более новый и востребованный продукт компания собирается выставить на рынок, тем меньше будет стоить его раскрутка", - считает заместитель гендиректора ЦКТ "Пропаганда" Юлия Мишкинене.

Кроме того, есть три важных момента, которые нужно учесть, чтобы своевременно и, главное, корректно продать свой бизнес. Во-первых, готовый бизнес надо продавать "на взлете". Как правило, за взлетом следует спад, и его можно избежать только с помощью дополнительных инвестиций или новых идей. Так что если вы к этому не готовы, бизнес лучше продать. Во-вторых, необходимо соблюдать строжайшую конфиденциальность в процессе продажи. Разглашение информации о намерении продать готовый бизнес может привести к проблемам с персоналом, который в условиях неопределенности может сменить место работы, с арендодателем, поставщиками и клиентами. В-третьих, правильно определить цену своей компании, не забывая при этом, что продается не будущий инвестиционный проект и не славное прошлое, а бизнес, демонстрирующий конкретные экономические показатели здесь и сейчас.


Источник: Газета "Финансовые Известия"