Под чужим именем: Франчайзинг в Петербурге

Марина КОРАБЛЕВА
 
Пока особый метод ведения бизнеса — франчайзинг — для рядовых горожан, не связанных с предпринимательством, остается внове. Вряд ли большинство из них, посещая, например, кафе «Макдоналдс» или мороженицу «Баскин Роббинс», задумывается над тем, принадлежит ли данное заведение всемирно известной фирме или только работает под ее брендом.

Число предприятий, работающих в городе по схеме франчайзинга, растет буквально не по дням, а по часам. Особенно благодатной стала для этой схемы сфера торговли. Успешный бизнес, развитый в совершенстве одной компанией, мультиплицируется на новые небольшие предприятия.

Франчайзинг как способ ведения бизнеса интересен для мелких и средних предпринимателей, людей, которые хотят открыть свое дело. Подписав с головной компанией концессионный договор на право владения торговой маркой и заплатив лицензионное вознаграждение, такой бизнесмен, имея сравнительно небольшой стартовый капитал и иной раз очень малое представление о том, что ему предстоит делать, всего за пару месяцев познает с помощью материнской компании — франчайзора все азы производства.

Посетителю — клиенту, покупателю — это удобно: он видит знакомую вывеску и заранее знает, что может получить — уровень товаров, цен и так далее. Рядом с сетевой закусочной может спокойно работать семейный ресторан, где все вкуснее и дешевле, но если вы ненадолго заехали в этот город или страну, зачем рисковать?

Именно поэтому франчайзинговые сети растут как грибы. В США, например, вообще каждый четвертый доллар зарабатывается методом франчайзинга.

Нам, конечно, до этого еще далеко, но, как отметил на конференции «Франчайзинг в России» президент Российской академии малого предпринимательства Александр Иоффе, этот способ уже сегодня может служить своеобразной защитой для малого бизнеса.

Фаст-фуды наступают

Наиболее высоки в Петербурге скорости развития франчайзинга в области организации так называемого фаст-фуда — то есть точек быстрого питания. Прежде всего это происходит потому, что они пользуются у горожан достаточно большой популярностью. Темпы современной жизни не позволяют нам сегодня тратить много времени на обеденные перерывы. Например, франчайзинговая компания «Соло» за два года открыла в Петербурге уже 17 торговых точек под названием «Чайная ложка», а до конца 2005 года собирается довести число аналогичных заведений до трех десятков, было бы крайне невыгодно, если бы о них в городе шла дурная слава. Поэтому компания имеет даже не отдел, а департамент качества. Контроль обслуживания посетителей чайных здесь очень строг. Он предусматривает доскональные проверки выполнения инструкции головной компании, которая насчитывает около 80 пунктов. Предъявляются жесткие требования не только к поставщикам продуктов и рецептуре изделий, но и к организации работы на кухне, условиям хранения и транспортировки пищевого сырья для приготовления блюд. Компания «Соло» одна из первых в России внедрила эффективный способ контроля, практикуемый западными фирмами. Он именуется Mуstery Shopping — что в переводе с английского означает «тайная покупка». Суть его состоит в том, что головная компания нанимает сторонних лиц, прошедших предварительные консультации, которые приходят в чайную под видом обычных покупателей. Результаты обслуживания доводятся до сведения головной компании, которая при серьезных нарушениях может пойти на крайнюю меру — лишить лицензии содержателя торговой точки. Однако главный принцип — «доверяй, но проверяй» зиждется не на карательном, а на конструктивном подходе.

Справедливости ради следует отметить, что компания-франчайзор не всегда способна уследить за добросовестностью обслуживания покупателей теми фирмами, которые купили право на содержание торговой точки. Зачастую это происходит, когда такие мелкие хозяева открывают по схеме франчайзинга не престижные кафе, а небольшие уличные ларьки. Вложив в этом случае примерно в 10 раз меньше средств, они, соответственно, менее дорожат и своей репутацией, и даже тем, что могут потерять свое дело при некачественном обслуживании покупателей. Этим обстоятельством удручен обладатель другой петербургской франчайзинговой структуры «Теремок — Русские блины» Виталий Свидовский. Кроме того, по его мнению, российское законодательство пока не имеет инструментов эффективного влияния на тех, кто купил франшизу.

Утешает, что сегодня петербургский рынок предприятий быстрого питания уже пополняется и заведениями гораздо более серьезного ранга, чем ларьки и кафетерии, где качество услуг поставлено на более высокую ступень — это рестораны быстрого обслуживания. Например, в текущем году по методу франчайзинга в нашем городе открывается сеть ресторанов «Ростик,с», имеющая сегодня 54 предприятия в разных городах России и входящая в состав холдинга «Росинтер Ресторантс». В Петербурге уже открыто и несколько ресторанов Sbarro. Они станут составной частью сети, формируемой компанией «Бразерс и Ко».

Мини-магазины в гипермаркетах

Еще одной эффективной сферой применения франчайзинга в Петербурге стала торговля промышленными товарами. Здесь характерно появление мобильных магазинов в крупных торговых комплексах, поскольку маркетинговыми исследованиями доказано, что именно «крупной форме» отдают предпочтение более 60% петербуржцев. На эту заинтересованность делают ставки компании-франчайзоры, которые в 2005 — 2006 годах намерены удвоить число таких торговых площадей. В подобном формате существуют, например, уже четыре магазина Intersport — в «Кировском» универмаге, «Гостином дворе», центре «Гулливер», универмаге «Нарвский». Они развиваются по франчайзинговой системе компании «Intersport — Россия». Как отмечает директор компании «Торэкс», которая является в Петербурге мастером франшизы, Игорь Мальтинский, сеть была создана всего за 1,5 месяца в прошлом году, сейчас общая площадь ее магазинов — 3 тыс. кв. м. Высокая скорость открытия точек была во многом предопределена именно сотрудничеством с торговыми центрами. И поэтому товары, идущие под их торговым знаком в продажу через франчайзинговые сети, поставляются от мировых производителей и гарантированы от подделок. Например, головной холдинг Intersport занимает в мире первое место по поставкам спортивных изделий и имеет около 5 тыс. магазинов в 28 странах. Магазины его франчайзинговой сети будут предлагать продукцию лидирующих в мире спортивных марок, таких как Reebok, Adidas, Niкe. Все это дорогостоящая продукция. Финансовая раскрутка магазина с товаром, например, на $1 млн — дело непростое, хотя часть оплаты за него будет идти в рассрочку. И тем не менее И. Мальтинский уверен, что одна торговая точка может окупиться за 1,5 — 2 года. Магазины, находящиеся в торговых комплексах, окупаются значительно быстрее, подчеркивает он, вследствие большой посещаемости и меньших затрат на оформление.

Корпорация Sela, имеющая франчайзинговую сеть из 347 унифицированных торговых предприятий с оборотом средств свыше $80 млн, также ставит перед собой первостепенную задачу открытия мобильных магазинов в торговых комплексах. Всего в Петербурге, по данным начальника отдела маркетинга петербургского представительства Sela Вячеслава Добрина, открыто 19 различных торговых точек. Одна из наиболее эффективных — магазин площадью 300 кв. м в гипермаркете «Гулливер».

Франчайзоры тоже плачут

Надо отметить, что развитие франчайзинга в Петербурге далеко не всегда приводит к успеху. Одна из причин — характерные для нашего города высокие ставки за аренду площадей. Не каждый захочет вложить средства в открытие торгового предприятия, чтобы затем разориться, не выдержав высокой арендной платы. С этой проблемой столкнулась, например, фирма-франчайзор «Пальмира-Петербург», разрабатывающая и поставляющая обувь «Монарх», которая изготавливается на фабриках 11 стран. По словам ее генерального директора Валерия Кецко, фирмой открыто в Петербурге 17 собственных магазинов, а вот франчайзинговых точек за два года — только четыре. Фирма пытается заинтересовать будущих партнеров по франчайзингу тем, что они могут предоставлять на сумму стартового капитала залог недвижимого имущества, но отнюдь не каждый захочет пойти на это.

Многое зависит и от того, в какой области применяются франчайзинговые сети. Например, предоставление такого специфического продукта, как программное обеспечение, не нашло спроса, на который надеялся руководитель фирмы «Вектор» Алексей Логинов, когда открывал ее по методу франчайзинга, партнерствуя с головной компанией «1С». К тому же, к сожалению, развитие франчайзинга в городе не всегда происходит в цивилизованных рамках. Одно из основных правил франчайзинга — распределять идентичные точки, где предлагается одинаковая продукция, в разных районах, чтобы они не становились конкурентами, — выполняется далеко не везде.

Сейчас в Петербурге франчайзинговые предприятия действуют еще в сферах предоставления фотографических услуг (ООО «Кодак»), лечения (медцентры «АМД-лаборатории»), дизайна и производства одежды (ООО «Эптон») и других. Насколько перспективно для нас это начинание, покажет будущее.


Источник: Санкт-Петербургские Ведомости