«Кот в мешке», или Как продать/купить готовый бизнес

Максим Воронин
 
Покупка и продажа готового бизнеса – процесс не столь сложный, сколько запутанный и хитрый. Дело даже не в репутации второй стороны или вашей некомпетентности в этом деле. Даже успешный по всем показателям бизнес может принести непоправимые убытки уже через месяц после его приобретения. Или, на радость конкуренту, проданное вами, вроде как безнадежное дело, окупилось и принесло проценты за считанные месяцы.

Надо смотреть очень далеко вперед, чтобы не прогадать, – это основной залог успеха в этом деле.
Конечно же, чтобы не утруждаться, можно воспользоваться услугами агентств, которые выступят посредниками и в 90% случаев помогут вам рентабельно провернуть сделку, но оплата труда таких фирм часто превышает все допустимые нормы. Если вы не разбираетесь в системе «купли-продажи» — прямая дорога к ним, но если ваш уровень знаний в этой сфере средневысокий, то лучше пробовать сделать все самому.

Агентства такого плана оказывают бизнес-брокерские услуги, основная суть которых заключается в совмещении интересов продавца и покупателя, ведь нередко доход агентству приносят и тот, и другой. Также в любой такой фирме вам предложат консультационные, оценочные услуги, франчайзинговый консалтинг, разработку франшизных систем и даже реструктуризацию вашего предприятия. О наличии оценочных и юридических услуг можно не вспоминать, но хочу повторить: все эти услуги стоят очень дорого даже для солидных бизнесменов и компаний.

Причин продажи бизнеса – 1000 и 1. Любой фактор, неудовлетворяющий владельца, может привести к продаже дела. Не хватает оборотных средств, вливаний, не идет нужный «откат», много конкурентов, плохая команда – всякое может случиться. Довольно часто владелец видит в абсолютно другом виде деятельности свое призвание и продает уже существующее дело, чтобы начать новое.

Подготовка бизнеса к продаже, как правило, начинается с определения его оценочной стоимости и исследования всех темных пятен, ведь человек, покупающий у вас бизнес, не поленится узнать обо всех просрочках, недостачах, проблемах с налоговой, которые у вас были или есть. Словом, захочет узнать «как там изнутри». А если проверкой занимается какая-либо нанятая структура, дело может закончиться очень плохо (либо очень хорошо), ведь ваш бизнес при помощи такой структуры станет абсолютно прозрачным для потенциального покупателя.

Солидность вашего предприятия можно доказать, подготовив заранее маркетинговый обзор вашей компании, который включает описание изготовляемой продукции, анализ рынка, соответствующего вашему товару или услугам, обзор конкурентов, бизнес-план на ближайшее время. Также, желательно составить небольшой прайс, который будет отображать стоимость создания аналогичного бизнеса «с нуля», чтобы покупатель убедился, что более выгодное вложение денег – покупка у вас. Главным лицом сделки должны быть вы, тогда покупатель уверится в вашей компетентности, что принесет дополнительные плюсы.

Есть много, на первый взгляд, простых, но довольно частых ошибок, совершаемых при продаже. В последний момент иногда случается, что вы не можете красноречиво убедить человека, что ваш бизнес стоит поставленной цены или что вы не полностью разбираетесь в документации. Много времени теряется на ложных покупателей, хотя если знать досконально свое дело, можно довольно легко нарисовать себе в уме портрет потенциального покупателя.

Перед тем как продавать свой бизнес, надо сесть и подумать: а будет ли на него спрос? Ведь если вы затратите время на рекламу, подготовку документов, проверку состояния счетов, а в итоге за месяц вам позвонит один человек, вы потратите уйму времени практически безрезультатно. Еще обязательно надо подумать о ценности составных частей фирмы, ее активов. Иногда случается, что выгоднее продать все по частям, чем оптом.

Не надо забывать о криминальных структурах, которым может показаться выгодным ваш бизнес, как объект для прикрытия. Четко фильтруя покупателей, если у вас есть возможность, узнайте все данные о потенциальных – это может укоротить ваш список возможных клиентов вдвое. Доверьтесь качественной, пусть и дорогой, юридической поддержке – она будет необходима.

Те, кто желает купить бизнес, подвергаются еще большему риску, чем продавцы, ведь при всей демонстрируемой прозрачности, можно в итоге получить «кота в мешке», и вам уже никто не поможет, а суды отнимут столько денег и усилий, что вернувшимся деньгам вы будете абсолютно не рады.

Желание «бути бызнес-меном» лучше не усугублять радужными перспективами. Если денег мало, но хочется постепенного приумножения и какой-никакой стабильности, идеальный вариант – коммерческий киоск, пара лотков с булками или, на худой конец, прокат видеокассет. Малейшее развитие или небольшое перепрофилирование повлечет за собой дикие затраты, но если хорошо поискать, можно найти прибыльный бизнес, не требующий никаких дополнительных капиталовложений.

Стоимость некоторых фирм зашкаливает за стоимость всех их активов, имущества и счетов вместе взятых. Чаще всего это консалтинговые, аудиторские фирмы, которые могут «из ничего» создать мощный поток денег. При покупке учитывается статус и штат, ведь это основное для предприятий такого плана.

Официально вступить во владение можно несколькими способами. Основным является замена учредителей в уставных документах, но также можно создать отдельное юридическое лицо и переписать ему все активы. Отдельным блоком идет фиктивная ликвидация, которая в Украине в некоторых случаях незаконна, поэтому подробнее ее касаться не будем.

Покупка нужного вам бизнеса, в котором вы разбираетесь, в идеале намного выгоднее, чем создание чего-то своего с нуля, но подводные камни есть везде и всегда, поэтому главное – верить в свои силы.


Источник: УРА-Информ