Потенциальных партнеров — 174 тысячи

 
 
В 2005 году федеральные сети столкнулись с неожиданным падением интереса к своим франчайзинговым продуктам. По мнению экспертов, столичным ритейлерам придется срочно искать новых партнеров для продолжения региональной экспансии. По мнению экспертов, наиболее перспективной заменой ритейлерам могут стать региональные алкогольные дистрибуторы, поле деятельности которых из-за развития сетевой торговли стремительно сокращается.

В 2003-2004 годах увлечение франчайзингом среди ритейлеров стало напоминать настоящий бум. О масштабных планах по развитию франчайзинговых проектов заявляли крупнейший европейский франчайзинг-ритейлер Spar и его американский аналог компания IGA; российский оператор с самой большой франчайзинговой сетью - "Пятерочка" - объявил о продаже франшизы в Казахстан и на Украину. О запуске своих франчайзинг-продуктов на рынок в прошлом году заявило еще не меньше 5-10 московских ритейлеров поменьше. Однако в 2005 году сети сделали для себя неприятное открытие: интерес к федеральным брэндам со стороны региональных сетей резко пошел на спад. В этом году "Пятерочка" не продала ни одной новой франшизы, другие ритейлеры жалуются, что их ожидания не оправдались.

Эксперты считают итог франчайзингового бума закономерным. По их мнению, после проблем франчайзи "Пятерочки" в Екатеринбурге и Перми региональные торговцы разочаровались в том, что им предлагают москвичи.

"Торговой марки и технологии, которую продают в виде франчайзингового пакета, регионалам мало,- считает консультант барнаульской сети "Мария-Ра" Феликс Стетой (в прошлом вице-президент "Пятерочки").- Московские брэнды в регионах знают мало, а технологии у всех уже примерно одинаковы. Независимых торговцев интересует в первую очередь подключение к закупочной системе крупной сети. Это бы серьезно повысило их конкурентоспособность, так как снизило бы закупочные цены как минимум на 10%. Однако этого как раз никто из "франчайзинговых" ритейлеров и не предлагал".

А гендиректор нижегородской сети "Райцентр" Алексей Зудин добавляет, что крупным региональным сетям франшиза уже не нужна - они и сами уже в состоянии конкурировать с московскими сетями.

По данным эксперта Евразийского института мерчандайзинга Сергея Лыкова, сегодня в региональном городе с населением 300-500 тыс. человек работает в среднем четыре-пять сетей по 5-15 магазинов в каждой.

Столичные ритейлеры оказались в тупиковом положении. Большинство из них объявили региональную экспансию приоритетным направлением развития, а "Пятерочка", "Патэрсон" и "Виктория" заявили, что в регионах будут развиваться только по франчайзингу.

Однако эксперты прогнозируют скорое появление новых ритейлеров, которые и станут основным потребителем франшиз федеральных сетей. По мнению аналитиков, в ближайшее время стоит ждать выхода на розничный рынок алкогольных дистрибуторов.

"Оптовый рынок стремительно сужается. Сети по мере роста отказываются от услуг оптовиков и напрямую работают с производителями. Вчерашние крупные дистрибуторы вынуждены заниматься просто логистикой. Но если маржа дистрибутора составляла около 10%, то у логистика- всего 2%. Они вынуждены искать новые рынки",- говорит Стетой. С ним соглашается Лилия Рамазанова, начальник отдела маркетинга ульяновской компании "Профи-маркет" (алкогольный дистрибутор, недавно купил франшизу сети "Квартал"): "Крупные региональные сети проводят закупки через московских производителей и дистрибуторов, наши услуги им не нужны. А торговля - это возможный вариант развития. Купив франшизу, можно развиваться быстрее".

На сегодняшний день активнее всего с компаниями такого профиля сотрудничают "Пятерочка" и "Виктория".

Первая продала франшизу воронежской корпорации "Висант", управляющей также крупным ликероводочным заводом. Вторая продала в 2005 году франшизу на "Квартал" двум алкогольным оптовым компаниям: ООО "Трио" (Владимир) и ООО "Профимаркет" (Ульяновск). Однако экс-руководитель отдела франчайзинга сети "Патэрсон" Филипп Ярославцев считает, что количество подобных альянсов в ближайшее время резко возрастет. "В "Патэрсон" обращалось не менее 10 компаний, ранее специализировавшихся на водочном опте. Это самые перспективные партнеры. Мало того что компании неплохо представляют,как работает розничный бизнес, так они еще хорошо знают местные магазины, а значит, представляют, кому можно предлагать субфраншизу, кого просто купить и т. д. Это ценные знания",- говорит он. Знанием рынка оптовиками объясняет интерес к ним со стороны ритейлеров и Игорь Николаев, начальник отдела развития ГК "Виктория" (сети "Квартал" и "Дешево"). А Сергей Лыков уверен, что оптовики даже более перспективные партнеры для федеральных сетей, чем локальные ритейлеры: "Вопервых, как правило, это очень эффективные компании - на алкогольном рынке сейчас остались только сильнейшие. Во-вторых, никакой водочный бизнес в регионах не развивается без поддержки местных властей. А значит, у будущих партнеров будет большой административный ресурс. В-третьих, у этих компаний, как правило, есть $3-5 млн, необходимых для создания большой сети. Думаю, московским сетям придется работать с такими компаниями. Тем более что интерес к сотрудничеству обоюдный".


Источник: Газета "Бизнес"