Франчайзинг вне закона

Евгения Ленц
 
О модное словечко «франчайзинг» в России сломано немало копий: на каждого сторонника этой модели бизнеса всегда найдется оппонент, который уверенно заявит, что здесь это «не пройдет» — слишком уж «особые» условия. Да, по сравнению с развитыми странами, франчайзинг у нас отстает на порядок. Впрочем, успешных проектов такого рода в России все больше. Главное — не ошибаться в выборе партнера и не совершать типичные для новичков ошибки.

Лавры пионера франчайзинга в России заслуженно носит один из крупнейших в мире продавцов мороженого — компания Baskin Robins, реализовавшая свою первую франшизу в Москве в 1993 году. От всего мира мы отстали при этом, как минимум, на 70 лет. А если учесть, что поначалу франчайзинг в нашей стране шел тернистым путем проб и ошибок, то всерьез о каком бы то ни было развитии этой модели бизнеса в России можно говорить, начиная лишь с 1999–го.

— До 1999 года на российском рынке появилось чуть более двадцати франчайзинговых предприятий, — вспоминает президент Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) Александр Майлер. — Заметное ускорение процесса произошло после первой международной конференции «Франчайзинг в России», состоявшейся в апреле 1999 года: уже к концу 2001 подобных предприятий было более 40, и темпы продолжают нарастать.

Сегодня, по данным РАРФ, в стране действует пять с половиной тысяч франчайзинговых предприятий и около 100 франчайзеров. Подавляющее большинство франчайзеров, заявленных в базе данных РАРФ, — московские компании, их более 90%. Достоверных статистических данных о точном количестве существующих в России франшизных систем получить нельзя. По словам Александра Майлера, все дело в том, что многие компании никак не заявляют о себе, развивая собственные франчайзинговые сети. Кроме того, далеко не обо всех организациях, позиционирующих себя в качестве франчайзеров, можно с уверенностью сказать, что они являются таковыми в действительности — часто «франчайзинг» фигурирует только в названии проекта. Но бывает и наоборот — стопроцентные франшизы именуются иначе.

Одна из причин — «подвешенный» статус самого термина в России. Понятия «франчайзинг» в российском законодательстве нет, а потому правовые отношения между правообладателем товарного знака (франчайзером) и его пользователем (франчайзи) строятся на основе главы 54 Гражданского кодекса РФ «Коммерческая концессия». Разработка документа осуществлялась еще до появления в России франшиз. Отсюда — конспективное изложение разрешения потенциальных правовых проблем, которые могут возникнуть между сторонами. Так что юридические пробелы приходится заполнять с помощью двусторонних договоров. Хотя, по признанию Александра Майлера, пяти–десяти таких договоров вполне достаточно, чтобы заменить традиционный договор франчайзинга. Чаще всего так и поступают. В итоге, формально не являясь франчайзинговыми, многие бизнес-проекты на самом деле попадают в эту категорию.

Типология франчайзинга
- Производственный франчайзинг — это передача прав на производство товаров по запатентованной технологии. Франчайзер в этом случае выступает в роли обладателя патента, а франчайзи — производителя товара (например, «Мастерфайбр»).
- Товарный франчайзинг — передача прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером. Здесь франчайзер — производитель продукции, а франчайзи (продавец продукции) — эксклюзивный представитель франчайзера (Iness M. PARIS, Carlo Pazolini).
- Сервисный бизнес–формат — передача прав на использование товарного знака и отработанную модель ведения бизнеса. В таком случае франчайзер — разработчик модели и обладатель прав на товарный знак, а франчайзи — реализатор модели («Пицца Соле Мио», Deloshop).

Лидеры предпочтений
Самые популярные франшизы в России сконцентрированы в области фаст-фуда и торговли. «Сегодня в России практически не развиты франшизы производственные и в сфере услуг, несмотря на то, что производственный бизнес — наиболее стабильный, долговечный и доходный. А для того чтобы открыть предприятие по оказанию услуг, как правило, требуется на порядок меньше вложений. И не всегда владелец должен обладать специальными знаниями, — утверждает Нина Семина, руководитель департамента франчайзингового консалтинга группы «Магазин готового бизнеса». — В США, например, франчайзинг наиболее развит именно в сегменте услуг. А у нас это ближайшее будущее. Сейчас важно делать поправку на очень юный возраст российского франчайзинга, но вскоре мы станем свидетелями бурного развития этого вида предпринимательства во многих сферах экономики».

Наибольшей популярностью сегодня пользуется товарный франчайзинг. Обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры даже не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров. «Как ни странно, в России франчайзинг лучше всего развит в стагнирующих областях экономики, где конкуренция наиболее высока, — подчеркивает Нина Семина. — Все виды франшиз выгодны для франчайзеров, но на каждом этапе развития компании возможны различные варианты франчайзинговых отношений».

В связи с тем, что российский франчайзинг очень молод, говорить о каких бы то ни было кардинальных различиях «нашей» и «западной» практики пока затруднительно. И все же ключевые моменты можно наметить. Так, в США идеальным франчайзи считается бывший военный, который умеет четко выполнять приказы, не задумываясь над последствиями и добиваясь поставленной цели именно тем путем, который ему указали. При этом он не только привык исполнять приказы, но умеет и руководить. У нас же критерием отбора потенциальных франчайзи зачастую является минимально необходимый уровень личной организации и понимание сути франчайзинга. Управленческий опыт приветствуется, но при этом не является обязательным условием. Крупный российский ритейл предпочитает сегодня искать франчайзи, имеющих значительный опыт работы в торговле, тогда как для небольших франшиз важно, скорее, лояльное отношение к бизнесу.

Невероятный успех франчайзинга в США нередко пытаются объяснить обширностью территории страны: контролировать собственные филиалы, расположенные на большом расстоянии друг от друга и от центра, довольно накладно и очень непросто. Но то же самое верно и для России. С тем отличием, что у нас в регионах предприниматели еще не успели ощутить все преимущества франчайзинга, а порой просто не рискуют вступать в договорные отношения с франчайзером, боясь потерять часть предпринимательской свободы.

Второе немаловажное отличие российского франчайзинга от зарубежных реалий состоит в фиксированной ставке роялти, тогда как в большинстве стран роялти всегда зависят от оборота и прибыли. Это связано с тем, что в России малый бизнес вынужден вести «серую» бухгалтерию, а значит, франчайзер не в состоянии проверить прибыльность партнера, чтобы добиться от него назначенных по договору роялти.

Другая особенность нынешнего российского франчайзинга: этот метод используется все большим числом компаний с тем, чтобы отвоевать как можно большую долю рынка. Сами же франчайзи воспринимают его как возможность легкого старта и способ получить первоначальный капитал, чтобы в перспективе заняться своим, независимым бизнесом. Вот почему договоры коммерческой концессии заключаются у нас максимум на три года, тогда как в иных странах менее чем на 5 лет договоры не подписываются в принципе.

И, наконец, все эксперты единодушны: говорить о развитии франчайзинга в России «в целом» просто нереально («Все равно, что измерять среднюю температуру по больнице!» — смеется Александр Майлер). Слишком серьезны различия в экономической ситуации регионов страны и столицы РФ, да и в уровне доходов населения. Но, так или иначе, список регионов, бизнес в которых признается занятием рискованным, постоянно сокращается. Тем временем Москва и Санкт–Петербург подходят к уровню насыщения, так что интересы самых активных представителей бизнеса постепенно смещаются в сторону регионов. Там начинают возникать местные, и порой весьма успешные франшизы.

Смесь франшизного с нижегородским
Этимологически «франчайзинг» — «льгота» или «привилегия». Широкое распространение эта форма бизнес–партнерства получила в ХХ веке, но до сих пор не сложилось единого и четкого определения этого понятия, полностью охватывающего все аспекты возникающих экономических отношений.

В литературе представлены самые разнообразные трактовки франчайзинга. Так, «Практикум по франчайзингу» для российских предпринимателей рассматривает франчайзинг, во–первых, как «форму продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или оказание услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и на условиях, определенных договором»; и, во–вторых, как «процесс создания, поддержания и развития франшизной системы посредством владельцев независимых предприятий».

По мнению же других авторов, франчайзинг — всего лишь соглашение, в рамках которого производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных товарным знаком, передает эксклюзивные права на их распространение независимым предпринимателям в обмен на платежи (роялти), при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

Региональные предпочтения
— В регионах большинство предпринимателей все еще крайне неохотно вступает во франчайзинговые взаимоотношения, не доверяя столичным франчайзерам и опасаясь кабальных договоров, — считает Нина Семина. — Наблюдается даже устойчивая тенденция: чем меньше начальный капитал, которым располагает предприниматель, тем с большим опасением он относится к перспективе подписать договор о коммерческой концессии!

Активнее всего по схеме франчайзинга в регионах ныне работают розничные сети («Пятерочка», «Эльдорадо», «Эконика–обувь» и другие), разворачиваются общепитовские франшизы («Крошка–Картошка», «Ростикс», «Елки–палки»). Эксперты предсказывают выход на рынок значительного количества производственных и сервисных франшиз, которые ныне в явном меньшинстве.

В крупных городах франшизы из сферы услуг приживаются быстрее всего: клининговые агентства, кейтеринг, химчистки, общепит с оригинальной и уже опробованной в столицах концепцией («Пицца Соле Мио» или кафе–мороженое «Миа Дольче Джулия» — наш ответ «Баскин Роббинс»), а также новые торговые франшизы — бутики бижутерии, часов и аксессуаров, обувные магазины для среднего класса.

Наибольший интерес к разработке франчайзинговых программ традиционно проявляют компании, планирующие экспансию в регионы. Но наметился и обратный процесс: франчайзинг наступает из регионов. Однако далеко не все региональные франшизы стремятся покорить столицу. Созданная около 10 лет назад в Новосибирске сеть ресторанов New York Pizza вполне благополучно развивается в Сибирском федеральном округе, но о выходе в Москву ее владельцы пока и не помышляют. Нижегородская сеть салонов оптики «Кронос», успешно растущая в городе и области франшиза, также не торопится выходить на общероссийский рынок. Пожалуй, единственное исключение — франчайзеры Санкт-Петербурга, выпустившие за последний год около десятка новых предложений, нацеленных как на регионы РФ, так и на столичных партнеров: The Bus (кафе в английских двухэтажных автобусах), «Кошкин Дом» (пирожковые, специализирующиеся на оригинальных рецептах), «Гурме» (кофейни, где зеленый кофе обжаривается по особым технологиям), «Тонус-клуб» (велнес–центры, оснащенные тренажерами для клиентов, которым противопоказаны чрезмерные физические нагрузки).

— Процесс идет, а критики франчайзинга теряют почву под ногами, — уверяет Александр Майлер. «Развитие франчайзинга в России сдерживается тем, что у нас очень мало сильных отечественных брэндов, способных стать основой франчайзинговой сети. Но в скором времени ситуация изменится», — соглашается Нина Семина.

Эксперты уверены: с оздоровлением экономики позиции среднего класса еще больше окрепнут. Именно средний класс станет той благодатной почвой, на которой российский франчайзинг даст не отдельные ростки, а массовые всходы.

Живучие!
Мировая практика доказала: франчайзинг — один из весьма эффективных способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше. С другой стороны, франчайзинг — это неплохая возможность организовать собственное дело для предпринимателя и, главное, остаться на плаву.

За последние пять лет более 65% малых предприятий США по тем или иным причинам прекратили свое существование, тогда как за тот же период закрылось лишь 14% предприятий, работающих на условиях франчайзинга. По статистике, во всем мире спустя пять лет после начала предпринимательской деятельности 92% участников франчайзинговых систем продолжают успешно функционировать, а у независимых предприятий показатель выживаемости куда ниже — 23%. Иными словами, норма банкротств (failure rate) франчайзи заметно меньше, чем у независимых малых предприятий. Причина подобной плавучести — в высокой степени кооперации между сторонами.

Основными экспортерами франшиз во всем мире являются США, Канада, Япония, Австралия, безусловные лидеры в Европе — Германия, Великобритания и Франция. Ну, а если смотреть в корень, выясняется: франчайзинг процветает потому, что позволяет совместить стимулы к владению своим небольшим бизнесом и ресурсы бизнеса крупного.


Источник: "Бизнес-журнал"