ТФН-Сервис

Планируете продажу готового бизнеса и теперь думаете над тем, какую цену за него назначить? Тогда помните: каким бы хорошим вы ни считали свой бизнес, покупатель вряд ли согласится за него переплачивать. Для покупателя покупка бизнеса – это, в первую очередь, инвестиция, которая должна отвечать его инвестиционным ожиданиям. Как определить цену готового бизнеса, чтобы она оказалась выгодной и для продавца, и для покупателя? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Первым фактором, определяющим оптимальную цену компании, является способность готового бизнеса генерировать доход без каких бы то ни было дополнительных вложений в развитие в течение определенного срока после покупки. Это означает, что если приобретена компания, работающая в сфере складского хозяйства, то на протяжении 2-5 лет после покупки новому владельцу такой фирмы не придется покупать штабелер или другую технику, не говоря уже о проведении капитального ремонта в помещении склада.

Второй важный фактор – это прозрачный управленческий учет за 3 предыдущих года. Даже если вы прекрасно знаете свой бизнес, будьте готовы продемонстрировать покупателю все финансовые отчеты в доказательство своих слов. Не забывайте, что покупатель может отказаться от покупки, сочтя голословные утверждения продавца о высокой прибыльности бизнеса недостаточно весомыми для совершения покупки. Это касается любой фирмы, выполняет ли она ремонт погрузчиков или оказывает услуги по организации праздников.

Значительное влияние на цену оказывает также налаженный менеджмент и готовность ключевых сотрудников продолжить работу в фирме после смены владельца. Стоит даже организовать встречу особо ценных сотрудников с будущим владельцем бизнеса, чтобы одни смогли убедиться, что им не грозит потеря работы, а другой перестал опасаться потери ключевого персонала.

Кроме того, свою роль в определении цены играют и такие факторы, как клиентская база, местоположение бизнеса, а также соотношение спроса и предложения на данный момент. Для многих отраслей имеет значение и сезонность. Например, если электропогрузчик и некоторые другие виды погрузочной техники в зимний сезон продаются с заметными скидками, то и цена за бизнес по продаже погрузчиков в этот период будет ниже, чем в теплое время года.

Наконец, если вы хотите действительно продать фирму, а не впустую потратить время, с самого начала назначайте реальную цену, оставив себе возможность лишь незначительно снизить ее в ходе торга. В противном случае, если первоначальная цена будет сильно завышена, а затем начнется ее резкое снижение, потенциальные покупатели могут счесть, что их пытались обмануть, и откажутся от покупки.