Малый бизнес приходится продавать самостоятельно
Когда говорят о покупке-продаже бизнеса, чаще всего имеют в виду сравнительно крупные объекты или организации. В этом случае совершенно оправдан совет, воспользоваться услугами посредника, хорошо знающего юридические и организационные тонкости проведения и оформления сделки, всевозможные подводные камни, споткнувшись о которые - могут потерпеть крушение неопытные ее участники.
Однако, если речь идет о сделке более скромной по масштабам, расходы на консалтинг превысят обеспечиваемую ими выгоду.
Остается только обучаться «на ходу», проявлять максимум осторожности, внимательности, сметки. В интернете без труда можно найти массу толковых советов и предостережений. Ну и собственную голову придется включать на полную мощность.
Кардинальный вопрос любой сделки – цена. Даже в простейших случаях.
Представьте приезжего покупателя, присмотревшего то ли медное, то ли позолоченное блюдо на каком-нибудь африканском рынке. Начинается традиционный торг. Но продавец никогда не опустит цену как угодно низко. Ему не нужно торопиться - покупатели еще будут. И купят поделку, которая окажется вовсе не того качества, о котором он увлеченно распевает несведущим европейцам…
Готовый бизнес – не медное блюдо. Но законы торговли, если не обращать внимания на нюансы, одинаковы. Нет никакой «справедливой» цены. Вы можете сколько угодно ссылаться на произведенные затраты, обещать будущую прибыль, оправдывающую назначенную цену, но если покупатель единственный, то вероятнее всего диктовать условия будет он.
Поэтому продавцу ни в коем случае не стоит цепляться за первого и единственного откликнувшегося на предложение о покупке бизнеса. Из кожи вон вылезти, но обеспечить себе несколько заинтересованных клиентов.
А расчеты не пропадут. Пригодятся как дополнительный довод в переговорах – вспомните араба расхваливающего достоинства блюда.
Неплохо также иметь про запас какие-то бонусы, опции взамен требуемой скидки на цену. Скажем, аренда склада от собственника на выгодных условиях может быть такой опцией.
Покупателю же, в свою очередь, следует досконально познакомиться с состоянием дел в покупаемой организации, взять на заметку все изъяны и шероховатости, чтобы указать на них в нужный момент переговоров. Но, представляется, это все же не самое главное. Очень важно раздобыть информацию о ценах сходных сделок. Прецедент – не последний аргумент на рынке.
Как и продавцу пригодятся заготовленные предложения, обеспечивающие - никогда не лишнюю, согласитесь - скидку с цены. Хотя бы та же аренда склада, если, наоборот, в ней как раз нуждается продавец.
Если аккуратно и вдумчиво подойти ко всем аспектам сделки, ее вполне посильно провести с успехом самостоятельно.
Продажа арендного бизнеса может принести высокий доход, т.к. предприятия этой сферы зачастую продаются за 20 годовых прибылей.
|