Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
Правительство России неоднократно делало заявления о поддержке малого и среднего бизнеса. В Средствах массовой информации с завидным постоянством говорится о предпринимаемых государством мерах по поддержке малых предприятий.
Однако в реальности, как утверждают ведущие отечественные экономисты, наше государство обслуживает лишь крупный капитал и совершенно безразлично к полномасштабному развитию экономики. Складывается ощущение, что в Кремле по-прежнему мыслят категорией, что деньги необходимо вкладывать в ту отрасль, которая приносит максимальные доходы. Не секрет, что в нашей стране большую прибыль приносит именно добыча и продажа сырья. Однако, получая колоссальный доход от продажи природных ресурсов, наше правительство абсолютно не спешит делать серьезные инвестиции в национальную промышленность.
Не вдаваясь в критику экспортоориентированного характера нашей экономики (тут и так все понятно), хотелось бы заострить внимание на следующем. Помимо России есть не мало стран, получающих немалый доход от продажи углеводородов. В той же Норвегии львиную долю налоговых поступлений в бюджет, составляет экспорт нефти. Однако, в отличие от России, здесь нефтедобывающая промышленность является предметом жесткого правительственного контроля и основным источником финансовой поддержки остальных сегментов экономики. В экономически развитых странах, таких как Германия, Франция, Япония, Южная Корея и т.д. доля небольших предприятий в структуре ВВП составляет более половины. В России же, доля среднего и малого бизнеса в общем объеме ВВП составляет 17%. Это – не только самый низкий уровень среди крупных экономик мира, но и худший показатель для тех стран, у которых экономика связана с «экспортно-сырьевой» моделью развития. Тем не менее, мелкие и средние предприятия являются основными работодателями в России, что уже требует повышенного внимания к ним со стороны государства.
По мнению экономистов, развитие малого и среднего бизнеса в России могли бы обеспечить банки, но они нуждаются в самых элементарных гарантиях, прежде всего, государственных. На сегодняшний день, ситуация такова, что кредитование малого бизнеса является достаточно рискованным делом. Неудивительно, что банки запрашивают столь внушительные пакеты документов, что зачастую является препятствием для получения кредита. Так или иначе, проблема кредитования в нашей стране стоит достаточно остро. Малые предприятия получают кредиты в разы меньше, чем необходимо для всестороннего развития малого и среднего бизнеса в России.
Говоря о проблемах малого бизнеса в России, нельзя не сказать о так называемых административных препонах. Предприниматель сталкивается с серьезными проблемами еще на стадии регистрации в качестве субъекта коммерческой деятельности. Правительство мало учитывает интересы малого бизнеса, при принятии тех или иных законов. 1 июля 2009 года вступил в силу закон, согласно которому, все организации должны пройти процедуру перерегистрации ООО в течение полугода. Достаточно сказать, что для получения одной лишь выписки из ЕГРЮЛ, необходимой для проведения данной процедуры, занимает несколько рабочих дней.
Перерегистрация фирм должна была быть завершена к 1 января 2010 года. Но из-за непродуманности реализации данного закона (как всегда в нашей стране), перерегистрацию продлили на неопределенный срок. А сколько было потрачено нервов, сил, времени предпринимателей…
На пути защиты среднего и малого бизнеса от административного давления должны быть приняты следующие меры: сокращение числа и продолжительности проверок по времени предприятий контрольными органами, введение ответственности назначенных чиновников за незаконные проверки, сокращение объёмов обязательной отчётности бизнеса перед контролирующими органами. Данные меры значительно облегчат существование предприятиям малого и среднего бизнеса и станут первым важным шагом на пути развития экономики в нашей стране.
|