Большинство представителей малого и среднего бизнеса, заботясь о развитии своего дела, часто обращаются к инвесторам или банкам за финансовой поддержкой. Для того, чтобы заручиться таковой, бизнесмену необходимо вначале доказать рентабельность своего предприятия. Ведь, согласитесь, что ни один солидный банк или инвестор не захочет вкладывать деньги в проект вслепую. И только лишь грамотно составленный бизнес-план может его убедить пойти на этот шаг.
Как правило, расширенный формат этого документа состоит из нескольких разделов. Несколько подробнее о каждом из них.
«Обзорный раздел» — краткое описание бизнес проекта: наименование, характеристика компании или предпринимателя, доходы и расходы, перспективы развития, наличие сертификатов, лицензий и других документов, уровень успешности проекта.
«Описание предприятия» — подробная информация об организации, в том числе и её отличия от конкурентных организаций, находящихся на рынке.
«Описание продукции (услуг)» — подробная характеристика товаров или услуг, сравнительный анализ компаний-конкурентов и проект развития производства.
«Анализ рынка» —качественный анализ рынка продукции, выпускаемой компанией, или услуг, ею предоставляемых. Выявление наличия спроса, а также определение затрат, необходимых для освоения рынков других городов, регионов и стран.
«Производственный план» — описание способов достижения намеченных целей (каким образом планируется эффективное производство продукции или услуг и доставление их потребителю).
«План сбыта» — отражение стратегии продаж товаров или услуг.
«Финансовый план» — информация о способности проекта обеспечить поступление финансовых средств в объемах, достаточных для погашения долга. Желательно подробно описать необходимость материальной поддержки, планируемые источники и программы финансирования, надежность заемщика и проект гарантий.
«Анализ проекта» — способность проекта оставаться на плаву без вливания дополнительных финансовых средств.
«Приложения» — документация, содержащая более подробные сведения о компании: биографии основателей проекта, удостоверяющие их опыт работы и компетенцию; заключения аудиторов; итоги маркетинговых исследований; подробное техническое описание продукции.
Для облегчения задачи можно приобрести готовые бизнес-планы, составленные с учетом всех вышеперечисленных требований.
|