Юридическая сторона вопроса при покупке готового бизнеса
По сути своей, покупка готового бизнеса – это приобретение налаженной структуры с целью получения в дальнейшем стабильной прибыли. Но насколько точно можно судить о ликвидности конкретного бизнеса? Существуют некоторые приемы, которые относительно точно могут дать понятие об уровне дохода бизнеса. Рассмотрим такой пример: вы планируете приобретение автостоянки. Чтобы определить уровень доходности данного бизнеса, вам всего лишь потребуется потратить несколько часов в день, чтобы определить, сколько автомобилей при учете времени суток и конкретного для недели пользуются услугами данной автостоянки. При фиксированной стоимости часа стоянки не составит труда просчитать уровень прибыли за конкретный промежуток времени. После этого полученные данные следует сравнить с информацией, предоставляемой продавцом, заявившим нам «продам бизнес». Как показывает практика, допустимой считается погрешность в расхождении статистических данных не более, чем на 20%. Если же данный критерий не соблюдается, то можно сделать вывод о том, что продавец, попросту, пытается продать вам «воздух».
При условии покупки бизнеса с более сложной структурой, критерии его проверки не меняются, но для составления представления о его доходности, вам потребуется затратить намного больше времени.
Еще одним препятствием на пути приобретения готового бизнеса является проблема проверки долговой истории юридического лица, на которое был оформлен бизнес. Проблема заключается в том, что продажа готового бизнеса осуществляется путем смены учредителей бизнеса. В этом случае удается сохранить имя компании, которое уже хорошо известно потребителям, при этом нет необходимости оформлять разрешительную документацию, что является одним из основополагающих преимуществ покупки готового бизнеса перед перспективой создания бизнеса с нуля. При помощи аудита предоставляется возможность проверки бухгалтерского учета на наличие задолжностей различного характера. Однако это не снимает автоматически проблему в будущем, поскольку вопрос наличия неоплаченных договоров, информация о которых может всплыть в дальнейшем, остается открытым.
В современном законодательстве не предусмотрен пункт, накладывающий ответственность на директора компании за подписание им долговых расписок от лица предприятия. И это очень плохо, особенно в сравнении с продажей бизнеса на Западе. Именно поэтому, вся ответственность по погашению долгов такого характера, накладывается на нового хозяина. Поэтому существует риск, что поступившие прямые инвестиции могут быть израсходованы не так, как это было запланировано ранее. Одним из вариантов снижения данного риска является предпродажная подготовка, в ходе которой бывший владелец компании обязан подписать расписки о том, что во время управления компанией им не были подписаны никакие долговые обязательства.
Кроме этого, проблема договоров аренды также является серьезной проблемой на пути приобретения готового бизнеса. Обычно такие договора заключаются на 11 месяцев. Если данный договор не был зарегистрирован в Москомимуществе, он является всего лишь письменным закреплением отношений между арендодателем и арендатором. При условии, что новый хозяин бизнеса может не сдружиться с арендодателем, наличие договора 11-месячной аренды может стать серьезным препятствием на пути продажи бизнеса. Исключением является то обстоятельство, если бизнес, подлежащий продаже, располагается на территории торгового комплекса. В этом случае 11-месячные договора аренды являются нормой.
|