Металлопрокат России

Металлургия России: двоякое влияние кризиса на развитие отрасли

Ситуация на российском рынке металлов меняется ещё быстрее, чем экономическое положение страны. Какие перспективы ждут игроков в течение ближайших нескольких лет, и есть ли вообще какие-то перспективы?

Лидеры рынка металлопроката постепенно захватывают всё большие сегменты, оставляя позади мелких игроков. Через три-пять лет появятся предприятия, занимающие сегмент величиной до 10% — сейчас о таких показателях не может быть и речи. Несмотря на все трудности, рынок постепенно консолидируется.

Кризис оказывает двоякое влияние на металлургическую отрасль. Компании, которые гибко реагируют на изменения экономического положения страны, уже пересмотрели свои планы развития на ближайший год. В первую очередь, сокращены инвестиционные проекты. Mеталлопрокат будут производить на том оборудовании, которое уже установлено, немногие компании планируют модернизировать цеха. Однако говорить об угрозе для всей отрасли пока рано.

Сильнее всего пострадают мелкие компании, имеющие серьезную долговую нагрузку, и такие, которые недостаточно гибко подходят к коррекции бизнес-планов.

Компании-производители проката рассчитывают на увеличение сроков кредитование при покупке сырья у поставщиков — этому будут способствовать кризисные явления.

На фоне усиливающейся конкуренции выиграет потребитель. Оперативность поставок, размер ассортимента, комплекс услуг — эти факторы будут сильно влиять на успешность предприятия. Таким образом, компании станут более клиентоориентированными.

Вследствие того, что всем игрокам рынка придётся на некоторое время «затянуть пояса», анализ и сокращение расходов даст компаниям преимущество перед конкурентами. Если ранее главным ориентиром был рост «вширь» (расширение производства, увеличение количества представительств), теперь приоритетным станет развитие и повышение эффективности существующих сервисных металлоцентров и отделений. Так, например, в «Металлсервисе» бизнес-план не предусматривает открытия новых филиалов. Расходы, на которые можно было закрыть глаза при благоприятном экономическом климате в стране, стали непозволительной роскошью. Все руководители ориентированы на повышение эффективности труда сотрудников.

Снижение затрат и ликвидация непрофильных активов положительно скажется на цене, что, конечно же, на руку потребителю.

По поводу цен на металлопрокат мнения аналитиков расходятся. Арматура, к примеру, в феврале 2009 неожиданно подорожала, никто не предсказывал такой скачок цены. Это связывают не столько с изменениями на рынке, сколько с обесцениванием рубля. Большинство компаний составляют антикризисные планы развития на 2009 исходя из того, что цены будут держаться на уровне декабря 2008 года.

Игроки рынка отказываются от проектов, связанных с привлечением кредитного капитала. Если кредиты и будут брать, то для рефинансирования существующих долговых обязательств. И опять же, это пойдёт на пользу рынку.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что рынок металла России вышел из фазы количественного развития (увеличения масштабов) и начал развиваться качественно. Эта перспективная отрасль только укрепится во время кризиса в России, после которого она выйдет на новый этап роста.

Если Вы хотите стать собственником металлобрабатывающего предприятия, то в разделе продажа завода найдете актуальные предложения по данной теме.