Двукратное увеличение ставки роялти для франчайзи "Куда.ру" вызвало исход агентств-партнеров сети. На сегодняшний день от франшизы "Куда.ру" отказались 14 турагентств Москвы. Как пишет "Бизнес", они намерены объединиться в отдельную франчайзинговую сеть.
Месяц назад вторая по величине российская сеть турагентств "Куда.ру" вдвое повысила размеры роялти для своих франчайзи - с $10 тыс. до $20 тыс в год (об этом "Бизнес" писал в номере от 7 июня). Как и предсказывал "Бизнес", повышение ставки привело к выходу из сети ряда франчайзи: на днях туроператоры получили от "Куда.ру" письмо, где сообщалось о том, что компанию покинули 14 московских франчайзи. Об этом "Бизнесу" сообщил получивший письмо гендиректор Русской туристической компании Александр Колегов. Эту информацию подтвердил директор по франчайзингу "Куда.ру" Александр Лазарев, отказавшись от дальнейших комментариев. Руководство "Куда.ру" ожидало оттока агентств, не считает его проблемой: в планах компании, по словам гендиректора сети Бугая Сельчука, к следующему году увеличить долю собственных агентств в сети до 90% (сейчас из 106 агентств "Куда.ру" 72 - франчайзинговые). "Увеличение числа собственных офисов - часть нашей стратегии. Собственными офисами проще управлять, они более контролируемы",- говорил Сельчук.
Повышая ставку для франчайзи, в "Куда.ру" рассчитывали на отток наиболее слабых и мелких агентств. Однако сами операторы отмечают, что среди 14 ушедших франчайзи оказались опытные и достаточно крупные агентства. "К примеру, экс-"Куда.ру"- три агентства "Восемь скакунов" - стояли у истоков турагентского рынка, имеют солидный опыт и хорошие продажи",- отмечает гендиректор туроператора "Лайф Стайл" Станислав Сульдин. Оборот "Куда.ру" оценивается в $100 млн; обороты отдельных агентств не раскрываются, однако, по словам владельца одного из бывших франчайзи сети, он составляет примерно $250-300 тыс.
Представитель "Восьми скакунов" признался "Бизнесу", что ключевую роль при выходе агентств сыграло не повышение роялти, а изменение политики "Куда.ру" по отношению к своим франчайзи.
"Компания не соблюдает территориального принципа - часто агентства "Куда.ру" находятся в одном районе. Процесс приема-обработки заявок "Куда.ру" собирается перевести на отдельную управляющую компанию, которая станет неудобным звеном в работе. Не вижу дальнейших перспектив работы с ними",- резюмирует сотрудник "Восьми скакунов".
"Куда.ру" выстраивает политику управляемого франчайзинга, которую трудно принять независимым агентствам, потому в числе ушедших оказались и сильные турфирмы, предполагает Александр Колегов из РТК. Впрочем, пребывать в независимом статусе экс-франчайзи "Куда.ру" будут недолго: как сообщил "Бизнесу" гендиректор одного из этих агентств, в ближайшее время они намерены объединиться в отдельную франчайзинговую сеть агентств. Туроператоры об этих планах знают, однако перспективы подобного пула оценивают скептически. "Мы слышали об этом пуле. Ничего удивительного нет - агентства сформируют сеть, чтобы получать от операторов повышенную комиссию. Но создать эффективную сеть им будет непросто: для этого нужны единый расчетно-клиринговый центр, единая политика. Насколько независимые агентства сумеют сработаться - большой вопрос",- считает заместитель генерального директора "Натали турс" Татьяна Чувилкина.