высокоприбыльная франшиза, сильный бренд, новаторская Система
Проверено 8-летним опытом. http://tonusclub.ru/francising/ |
Сегодня на российском рынке розничной торговли наметилась тенденция резкого увеличения конкуренции (в первую очередь речь идет о Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и других крупных городах). Это связано как с расширением уже действующих сетевых операторов, так и с приходом все новых и новых западных ритейлеров. Как показывает практика, в случае появления в том или ином районе сетевого магазина отдельно взятые несетевые магазины, не выдерживая конкуренции, вынуждены закрываться в течение одного-двух лет. И это происходит в то время, когда доля сетевых операторов в общей структуре розничного товарооборота составляет всего 7 процентов. Через год-два, по прогнозам специалистов, эта доля может увеличиться вдвое. Одним из способов выживания и развития отдельного торгового предприятия становится работа по франчайзингу - покупка торговой технологии, методологии и торговой марки.
Выбор франчайзинговой схемы зависит в первую очередь от наличия сетевых конкурентов с известной торговой маркой, с более низкими закупочными ценами и развитым сервисом, низкими затратами благодаря использованию современных логистических схем. Можно рассматривать вариант сдачи в аренду торговых площадей сетевому арендатору, но, как правило, крупные сетевые компании предлагают невысокую арендную ставку, и работать самостоятельно по договору франчайзинга зачастую оказывается выгоднее.
Главными критериями в выборе франчазера для отдельного торгового предприятия прежде всего являются:
- известная торговая марка, зарекомендовавшая себя на рынке;
- пакет предлагаемых услуг;
- ставка роялти.
К услугам, предлагаемым франчайзером по договору франчайзинга относятся:
1) Отработанная, четко прописанная технология работы магазина, которая включает основные принципы и задачи торгового предприятия, технологическую схему и документооборот, правила функционирования внутренних подразделений (торгового зала, склада, расчетно-кассового узла, внутренних производств и т.д.), взаимодействие с подразделениями франчазера (распределительный центр, центральный офис), методы и формы планирования и отчетности, а также программное обеспечение, в том числе и техническую поддержку.
2) Предоставление в использование базы поставщиков сетевого оператора, отражающей полный ассортимент товаров, присутствующих на рынке, и, соответственно, работа на идентичных с остальными магазинами сети условиях: цена закупки, скидки, рекламная поддержка, возможность возврата, обмена, компенсации украденного товара и т.д.
3) Возможность заказывать товар с распределительного центра (если таковой имеется у франчайзера), что позволяет иметь высокий показатель выполнения заказа и низкий товарный запас в магазине, особенно в сезонную торговлю.
4) Подбор, обучение и аттестация персонала.
Как правило, у сетевого оператора существует свой учебный центр, разработавший комплексные программы обучения по темам: "Технология работы магазина", "Программное обеспечение", "Товароведение", "Общение с клиентами", "Мерчендайзинг" и т.д.
Сотрудники могут стажироваться в действующих универсамах сети, на курсах повышения квалификации кадров, практического обучения сотрудников внутренних производств (мясное, готовой кулинарии, хлебопекарное, рыбное).
5) Рекламная поддержка как на стадии открытия магазина, так и в его дальнейшей работе (общая реклама в СМИ, проведение различных рекламных акций в торговом зале магазина, общая дисконтная программа).
6) Юридическая поддержка, консультации, информирование о нововведениях или изменениях в законодательстве, нормативной документации и комментарии к ним.
7) Помощь на стадии открытия магазина в составлении оптимальную планограмму торгового зала, схемы расположения отделов. Правообладатель рекомендует поставщиков торгового, технологического и компьютерного оборудования, позволяет пользоваться собственными скидками.
8) Выделение работников технического и управленческого звена для контроля за производственным процессом и реализацией продукции.
Все перечисленное в конечном счете ведет к увеличению прибыли.
Кроме права пользования пакетом услуг по договору франчази, несомненно, несет и определенную ответственность за нарушение основных принципов работы, установленных правообладателем, что может привести к дискредитации имиджа и торговой марки в глазах покупателей и поставщиков. К таким нарушениям относятся:
1. неудовлетворительная работа по поддержанию ассортимента (отсутствие в торговом зале определенного процента от рекомендованного и согласованного с правообладателем ассортимента);
2. не достаточно эффективная работа по товарному запасу;
3. значительная корректировка рекомендованных наценок;
4. закупки по ценам и условиям оплаты худшим, чем предлагает правообладатель;
5. нарушение технологии розничной торговли, установленной правообладателем;
6. несоблюдение единого согласованного фирменного стиля в одежде персонала, оформлении торгового зала, обслуживании покупателей;
7. неоднократные нарушения санитарно-эпидемиологических правил в магазине пользователя;
8. просрочка оплаты за поставляемые в магазин пользователя товары.
В заключение хотелось бы сказать, что франчайзинг, как эффективная технология развития для многих торговых предприятий Москвы и МО очевидна и уже приносит свои результаты. Существует мнение о том, что сегодня на региональном рынке такие схемы недостаточно актуальны. Но нужно понимать, что с повышением конкуренции на рынке розничной торговли, с приходом в регионы крупных сетевых операторов с известными российскими и зарубежными марками число предприятий, желающих работать по франчайзингу, несомненно возрастет. Изменятся также требования франчазеров к потенциальным франчази и ставки роялти как плата за пользование этой услугой.
|