Покупки-продажи бизнеса

Людей всегда интересовало, как сохранить и приумножить накопленный капитал. На эту тему было написано множество научной литературы, разработано множество теорий и методик и по сей день ведутся постоянные дискуссии. Какими бы разными не были мнения экономистов, но одну аксиому они приняли единогласно: «Деньги должны делать деньги». Имеется в виду то, что хранить свои сбережения «под матрасом» – это далеко не лучший вариант. Те, кто считают, что так сбережения будут сохраннее, глубоко ошибаются, так как их финансы ежегодно теряют стоимость благодаря инфляции.


Тогда как же лучше сохранить и увеличить заработанный капитал? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет, так как существует множество различных способов сохранения и увеличения нажитого имущества. Деньги можно положить в банк или вложить в ценные бумаги, можно купить недвижимость или открыть свое дело. Так же можно купить уже готовую компанию. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. 


Хотелось бы боле подробно рассмотреть куплю-продажу бизнеса.
Выбирать объект купли-продажи стоит предельно аккуратно, так как существует множество немаловажных нюансов, которые из-за недостатка опыта в данном деле можно не предусмотреть. Во-первых, стоит узнать причину продажи предприятия. Не надо верить на слово продавцу, так как обычно доходное предприятие не продают. Разумеется, у продавца могут быть какие-либо личные причины избавиться от доходного предприятия, но это исключение из правил и чаще всего владельцы продают именно убыточные компании. Так же стоит заметить, что нет однозначного мнения, стоит ли покупать предприятие в период его упадка или же во время пика его доходности. Убыточное предприятие обойдется дешевле и при должном умении и хороших вложениях оно может снова приносить немалую прибыль, но в случае неудачи деньги, потраченные на покупку, пропадут зря. Доходное предприятие обойдется значительно дороже. Так же стоит заметить, что ни одна компания не вечна и существует жизненный цикл предприятия, в котором после достижения пика доходности предприятия прибыль с него уменьшается и если не повысить его конкурентоспособность оно может и вовсе разориться.


Определившись с выбором компании и оформив необходимые документы можно приступать к реформам, если они необходимы. В первую очередь стоит определить причины убыточности бизнеса. Для этого можно обратиться в специализированную (консалтинговую) компанию или же попытаться разобраться во всем самостоятельно. 
Проводить реформы можно последовательно или же, напротив, используя метод «шоковой терапии», то есть провести резкие преобразования. Последовательные реформы требуют довольно много времени, а резкие изменения могут окончательно разрушить компанию. Возможно, стоит уменьшить расходы, сократить лишних сотрудников (зачастую это управленческий персонал), расторгнуть невыгодные договоры. 


Сократив расходы, стоит заняться увеличением прибыльности доходности производства. Оставшийся управленческий персонал нужно повторно отправить на курсы управления персоналом, на которых они повысят свои навыки управления, узнают новые методики управления подчиненными. Остальных работников тоже рекомендуется отправить на курсы повышения квалификации. Так же, вероятно, потребуется обновить оборудование. При недостатке средств на покупку новых средств производства можно взять оборудование в кредит или лизинг. Так же удобен вариант с арендой оборудования. Стоит заметить, что благодаря амортизации (ежемесячному понижению стоимости используемого оборудования в виду его износа и устаревания) при обоюдном согласии сторон арендатор может купить у арендодателя оборудование по остаточной стоимости, которая, разумеется, существенно ниже стоимости нового оборудования.


Следующий шаг – повышение конкурентоспособности оказываемых компанией услуг или производимых ею товаров. Стоит развернуть рекламную компанию. Для того чтобы она была успешной, вероятно придется обратиться к помощи опытных маркетологов.
Все это требует больших вложений, как материальных, так и духовных, умственных, эмоциональных. И все же – дорогу осилит идущий.