Совместимость этики и бизнеса

Возможна ли этика в современном бизнесе? Предусматривают ли актуальные и перспективные бизнес идеи этику в отношениях? Если под этикой в бизнесе подразумевать некий свод правил, основанных на выполнении юридических процедур, а именно, заключения соответствующих договоров, нормативных актов, то рейдерские захваты, а также всевозможные ловкие схемы мошенничества будут выглядеть вполне законными, если соблюдены все юридические тонкости и исполнены грамотно с точки зрения законности.

Пагубность такого положения дел очевидна, то есть, если люди вас обманывают по хитрым, выверенным схемам, при этом, не нарушая закон, ловко обходя его, то они не только неуязвимы со стороны закона, но и выглядят весьма прилично с точки зрения этики. Поскольку законность и справедливость зачастую понятия параллельные, то подобные рейдерские действия считаются законными, хотя называть их этическими, вряд ли, уместно.

Поэтому в понятие этики бизнеса следует вкладывать культуру поведения, совесть, чистоту сделки. То есть этика в бизнесе несет в себе нечто более фундаментальное, чем закон. В этом смысле этикой хорошо владели наши прадеды-купцы, когда закрепляли договора простым рукопожатием. Рукопожатие было весомее и ценнее юридических фолиантов, а также экономнее, ибо незачем было нанимать и оплачивать юристов. Что же касается обманщиков, проворовавшихся или злостных должников, то их имена записывались на доске в Купеческом Собрании, если же долги не возвращались, то имена стирались, и они становились более не вхожими в приличное общество.

Иначе говоря, в бизнесе была не только этика, но и духовная культура. Предприниматель был ответственен и честен как перед своими работниками, партнерами, так и перед всевышним Судьей, и это было залогом его успеха. То есть, чтобы бизнес был доходным не только с материальной стороны, но и были соблюдены нормы высокой морали, то есть этики, следует отказаться от разрушительного культа мамоны, навязанным нам Западом.