Опубликовано 3 декабря, 2012 - 23:31
Данные последних исследований Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) показали, что в России число виртуальных проектов, связанных с созданием всевозможных интернет-сервисов, мобильных приложений, социальных сообществ, выросло за текущий год практически в два раза. А за последние три месяца динамика их роста составила уже более 50%, что по признакам близко к экспоненциальной зависимости.
Инвесторов такое положение дел радует. Согласно опросу НАИРИТ, порядка 61% представителей инвестиционного сообщества предпочитают иметь дело именно с «короткими» проектами. Здесь риски не так велики, по сравнению с проектами реального сектора более чем приемлемые сроки возврата инвестиций, да и хлопот меньше. Взять, к примеру, медицинский сектор. При разработке, скажем, нового лекарства одни только клинические испытания займут минимум четыре-пять лет. А срок возврата инвестиций и того больше. То ли дело поддержать какое-нибудь новое мобильное приложение.
Хорошо это или плохо? С одной стороны, инноваторы, всеми руками ухватившиеся за возможность получения «быстрых» денег, за короткий срок научились упаковывать проекты, умело считать экономические показатели, на одном языке вести диалог с инвесторами — то есть, собственно, успешно преодолевать препятствия, в предыдущие годы сильнее всего мешавшие развитию отечественной инновационной сферы. Да и многие инвесторы нашли в авторах таких проектов свои «молочные реки и кисельные берега». В числе финалистов многих инновационных конкурсов 2012 года виртуальных проектов было явное большинство.
С другой стороны, наш инновационный рынок находится сегодня примерно на такой же стадии, как и американский середины конца 1990-х. Действительно, у нас возникла такая ситуация, что только ленивый не придумал какой-нибудь виртуальный сервис. Такие проекты появились не только в IТ, но и многих других отраслях: медицине (сервис выбора коммерческого врача по территориальному признаку, сервис выбора самого дешевого доктора), образовании, транспорте (сервис выбора эвакуатора, заказ такси), сфере обслуживания и т. д.
Казалось бы, все прекрасно, но есть проблема, с которой в свое время столкнулись США и другие страны. Она не в количестве подобных проектов, а в том, что многие молодые специалисты, работающие в реальном секторе, в погоне за возможностью быстрого заработка меняют свой профиль и переключаются на создание заманчивых виртуальных стартапов. По данным НАИРИТ, только за текущий год полностью сменили основной профиль около 17% специалистов реального сектора. Готовность пожертвовать долей времени своей профильной деятельности в пользу параллельного участия в виртуальном проекте выражают ни много ни мало — порядка 89% разработчиков. Полностью готовы сменить свое основное направление работ сегодня около 15% молодых специалистов, востребованных в реальных секторах экономики. Все это уже грозит нашей экономике существенными потерями. Эксперты подсчитали, что только за текущий год вследствие ухода специалистов из проектов реального сектора (и снижения, вследствие этого, эффективности вложения целевых госсредств в инновационную сферу), потери могут составить до 3,5 млрд рублей. А к концу следующего года, при условии сохранения общего тренда, достичь 20 млрд рублей.
Стоит сказать, что США, как и многие другие ведущие страны, неоднократно переживавшие кризисные явления, в своем инновационном развитии тяготеют сегодня именно к реальным и содержательным разработкам. В топ-50 лучших стартапов, по версии Wall Street Journal, на сентябрь этого года доля виртуальных проектов серьезно сократилась в пользу реального сектора. Это отметили и сами эксперты издания. В тройке лидеров — перспективные беспроводные сетевые решения, технологии передачи голоса для телекоммуникационной отрасли, проект, предполагающий реализацию нового подхода к созданию полупроводниковых чипов. Показательно, что по сравнению с прошлогодним рейтингом Wall Street Journal число виртуальных проектов в первой десятке нынешнего исследования сократилось в два раза, а из первой тройки они выпали совсем.
Ольга Ускова
президент группы компаний Cognitive Technologies
Опубликовано на Forbes.ru