Опубликовано 25 декабря, 2012 - 10:36
Стартап – это очень хрупкая организация. Нужно принимать решения настолько быстро, насколько это возможно, в то же время не надо слишком торопиться. В ситуации, когда ты обсуждаешь дело с двумя или тремя клиентами, они иногда говорят: «Это не очень интересно». Стоит задуматься. Но если вы все же уверены – не мешкайте. Время – это действительно враг большинства стартапов: могут прийти конкуренты, ситуация на рынке может измениться, денег на самофинансирование быстро станет не хватать. Если только вы не ребенок олигарха или не женились на ребенке олигарха, или не ограбили банк. Самые сложные вызовы стартапов заключаются в том, что все решения надо принимать, основываясь на несовершенных данных. Поэтому мы несколько раз рекомендуем в нашей книге «Стартап, настольная книга основателя», что стартап должен собрать группу советников, – не обязательно инвесторов, но людей, которых волнует ваш успех.
Мы настоятельно рекомендуем не начинать стартап с бизнес-плана, на его написание уйдет несколько месяцев, и большая часть этого бизнес-плана – выдумка, сказка, я говорю все это только для того, чтобы инвестор вложил свои деньги. В книге мы использовали данные швейцарского профессора Александра Остервальдера, который предполагает, что более быстрый, менее дорогой и менее затратный по времени способ – начинать с бизнес-модели. Бизнес-модель определяет все кусочки любого бизнеса в этих вопросах:
Кто мои клиенты?
Что я им предлагаю?
Как я могу сохранять своих клиентов?
Какие каналы я могу использовать, чтобы продавать мои продукты?
Как именно я собираюсь заработать?
Какие ресурсы мне нужны?
Какие партнеры мне нужны?
Вы всего лишь отвечаете на ряд вопросов.
Большинство умных стартаперов может сделать такую бизнес-модель за день, а начать проект – уже на следующий, вместо того чтобы тратить два, три или четыре месяца на написание бизнес-плана. Обычно тяжело найти инвестора, который хочет инвестировать в проект значительную сумму – полмиллиона или миллион долларов – без бизнес-плана. Но гораздо удобнее начать с бизнес-модели. Нужно исследовать, насколько она реальна в глазах потребителей, а со временем, когда станет понятно, что эта модель работает, вы будете готовы к тому, чтобы написать бизнес-план, который будет основываться уже на фактах.
Боб Дорф
Серийный предприниматель, автор книги «Стартап, настольная книга основателя»