Что такое монополия в бизнесе и каковы её разновидности

Что же такое монополия? Слово произошло от греческого “продаю один”. Монополия – это большое предприятие или фирма, контролирующее сбыт и производство какого-то продукта или несколько их видов. Признаки монополии: отсутствие конкуренции; продукт, не имеющий аналогов; монополист диктует цену на определённый вид продукции. Пример монополии: в некоем маленьком городе есть только одно частное охранное предприятие. Хоть качество оказываемых услуг у него на высоте, потребители желают иметь выбор. Но стоимость услуг у этого охранного предприятия настолько низка, что другие частные компании даже не успевают открыться, т.к. конкурировать с таким прайсом просто невозможно!

Виды монополий: естественная, закрытая и открытая.
- Естественная монополия ( электроснабжение, водоснабжение) организации, спрос на таком рынке удовлетворяется лучше в отсутствии конкуренции из-за технических особенностей этого производства. Эксплуатирует природные ресурсы;
- Закрытая или государственная монополия защищена юридически от конкуренции. Пример, в Швеции на продажу алкоголя имеют право только государственные магазины. Цена при государственной монополии может устанавливаться даже ниже себестоимости товара, например, на продукты, имеющие важное значение для населения. Или, наоборот, может устанавливаться завышенная цена для того, чтобы сократить потребление населением определённых видов товаров (табак, алкоголь);
- Открытая монополия - это в первую очередь производители, которые выходят на рынок с новым продуктом или услугой и пока не имеющие в силу естественных причин конкуренции.

Таким образом, монополист имеет привилегированное положение на рынке, а другие фирмы, желающие заниматься продажей, сбытом подобной продукции не имеют свободного доступа входа на этот рынок. Государство должно регулировать процессы, связанные с монополией, для того, чтобы предотвратить появление на рынках избыточной власти некоторых фирм или производителей. Компании имеют возможность перекладывать свои издержки на конечных покупателей, которые не могут никак влиять на производителя. А это снижает уровень жизни населения. Фирмы-монополисты меньше всего подвержены кризису и быстрее всех выходят из него.