Как правильно продать бизнес

Рынок продаж готового бизнеса на сегодняшний день - один из самых активно развивающихся. Он зародился совсем недавно, в 2000 г., хотя купля-продажа предприятий происходила и ранее, но она чаще носила имущественный характер. В основном продажей занимались риэлторы, так как продавалась в основном недвижимость, и за редким исключением, отдельно, некоторые материальные активы (оборудование). 

Хотя рынок за последние годы вышел на цивилизованные отношения, продажа бизнеса стала носить цельный характер, а продажу предприятий осуществляют бизнес-брокеры, информационное пространство еще продолжает оставаться закрытым. Многие владельцы бизнесов имеют очень поверхностные знания о том, как выгодно продать свой бизнес, об организации и специфике механизмов отчуждения. Хотя доходность вложений инвесторов в покупку малых и средних предприятий может достигать 180% годовых. 

Чтобы правильно продать бизнес, не помешает пройти курсы кадровиков, потому что основная проблема наших предприятий – плохая управленческая отчетность. Помощь бизнес брокера в этом вопросе будет необходимой. Основная его задача – найти инвестора, который вложит свои деньги в покупку готового бизнеса. Прежде всего, придется провести анализ и определиться, как будет продаваться бизнес, как готовый бизнес или как недвижимость. Если готовый бизнес достаточно доходный, а недвижимость незначительная, то есть смысл продать его новому собственнику без ущерба для производства, с уже сформированной клиентской базой, что повышает привлекательность бизнеса, а значит, увеличивает премиальные за выход из бизнеса. Если предприятие обладает большими производственными и офисными помещениями, то необходимо провести оценку недвижимости у независимых экспертов и получить их заключение. Это пригодится, если потенциальных покупателей вашего бизнеса будет несколько, и это существенно поднимает цену предприятия. Чаще всего, доходные предприятия бизнес-брокеры продают своим партнерам или учредителям потому, что, проводя бизнес оценку предприятия, его предпродажную подготовку, рекламную компанию при поиске инвесторов, брокер первый может реально оценить истинную ценность бизнеса. Чаще всего даже сам владелец, особенно тот, кто создал свой бизнес с нуля, не знает истинной цены всего готового бизнеса, его потенциальной привлекательности. 

При подготовке юридической экспертизы, основную ценность предприятия определяют его денежные потоки, что и является основой привлекательности для потенциальных инвесторов. Очень сильно влияет также PR-раскрученность предприятия, как часто она находится на слуху, но, в таком случае, существует и дополнительный риск - как поведет себя предприятие при смене собственника. 

Основной проблемой, при продаже небольших предприятий, в основном это или семейные предприятия, или созданные друзьями, в том, что предприятие не ведет полную документацию, отсутствует отчетность, и ведется двойная бухгалтерия. Чаще всего собственники не могут сами реально оценить свою прибыль, и завышают место своего предприятия на рынке. При юридической же оценке - надо выявить, как поведет себя предприятие под управлением уже нового собственника. 

Другая проблема, с которой сталкиваются продавцы и эксперты – применение готовых методик оценки, особенно зарубежных, без учета специфики страны, а в особенности регионов. Зарубежные эксперты чаще всего используют формулы, которые слаживают стоимость всех активов и добавляют к ней предполагаемый доход. В нашей же стране такой метод не оправдывает себя, так как, особенно в глубинке, основой критерий привлекательности – престиж и имидж самой фирмы, а товарооборот уже является индивидуальным критерием для каждого конкретного предприятия. В большинстве случаев у нас – фирма, которая не обладает большими материальными активами, но обладает эксклюзивными правами на продажу какой-либо продукции и большой клиентской базой, является очень привлекательной для будущих инвесторов. 

Еще одна проблема, чисто субъективная, и зависит всегда от владельца бизнеса, который, создавая свое дело, эмоционально привязывается к нему, и его трудно бывает переубедить в адекватной оценке готового бизнеса, вот в таком случае профессионализм бизнес-брокера просто необходим.

Основным показателем, на который ориентируются брокеры - это все же критерии прибыли на момент оценки и продажи. И это логично, покупатель должен оплатить уже готовый продукт, а стоимость его может увеличиться уже за счет качества оборудования, наличия инновационных проектов внедренных на конкретном предприятии, а также каких-либо дополнительных сертификатов и лицензий. 

При проведении юридической экспертизы разрабатываются схемы передачи предприятия новому владельцу и рекомендации, которые позволят увеличить стоимость предприятия.