Массажные салоны: развиваться ли по франчайзингу?

С шумной московской улицы сюда не доносится ни звука — в массажном салоне «7 красок» посетителя ничто не должно беспокоить. Негромкая восточная музыка, экзотические ароматы. Менеджер передает клиента в руки смуглых молчаливых женщин, объясниться с ними можно только на английском, жестами или на тайском, если, конечно, клиент знает этот язык. Массажистками в «7 красок» работают мастера из Юго-Восточной Азии.

В Москве, Санкт-Петербурге и Киеве под этой вывеской действуют 25 салонов, принося основателям сети не менее 5 млн рублей чистой прибыли в месяц. Виктория Ганевская, совладелица «7 красок», открыла первый салон вместе с мужем Аркадием Киндяковым 10 лет назад. В 1999 году Киндяков и Ганевская отправились в кругосветное путешествие. Посетили Лондон, Милан, Сан-Франциско, Майами, Ирландию и Таиланд, где и узнали, что такое тайский массаж. Три года предприниматели вынашивали и обсуждали идею открытия тайского салона в Москве, но лишь в 2002 году взялись за дело — отправились в девелоперскую компанию Mirax заключать договор на покупку двух нежилых помещений — для салона и офиса — в строящемся комплексе «Золотые ключи — 2».

Супруги с самого начала решили «импортировать» массажистов. Оформление разрешительных документов на привлечение иностранной рабочей силы заняло девять месяцев. Однако когда первые семь мастеров приехали из Таиланда в Россию, оказалось, что помещения еще не готовы: строители сорвали сроки. Тогда был придуман проект «Комната восточной релаксации». Ганевская отправилась по салонам красоты и фитнес-клубам с предложением организовать на их территории такой сервис. Идея имела успех, но приходилось делиться половиной прибыли. Когда «Золотые ключи» наконец достроили, предприниматели быстро свернули «комнатный» проект.

Но все эти проблемы оказались несерьезными. Самым сложным стал вопрос имиджа. Тайский массаж в то время ассоциировался с чем-то близким к эротическим услугам. Поначалу до 80% звонивших в «7 красок» интересовались именно интимом. В первом салоне массажные кабинки намеренно отделили от общих помещений не дверьми, а легкими ширмами, дабы убедить добропорядочных клиентов, что тут не устраивают оргий. Ганевская писала статьи о тайском массаже, выступала в телепередачах. Но главное, что сработало, считает она, это все-таки «сарафанное радио». Клиенты, попробовавшие настоящий тайский массаж, постепенно распространили эту информацию среди знакомых. Приток клиентов был таким, что и офис в «Золотых ключах» пришлось переоборудовать под салон.

Некоторые клиенты не верили, что в «7 красок» работают настоящие тайки. «Наших девушек на презентациях даже щипали, думали, они сейчас заругаются по-русски или по-узбекски», — говорит Киндяков. По мере роста числа сотрудников (сейчас на «7 красок» в Москве работает около 100 массажисток из Таиланда и Бали) возникла другая проблема — ксенофобия. Девушек селили на съемных квартирах, и в некоторых домах жители начали протестовать, даже пикетировали подъезды и не пропускали таек. С тех пор Киндяков и Ганевская стали покупать квартиры для расселения приезжих массажисток. А когда в столичном метро одну из сотрудниц избили и ограбили милиционеры, все тайки засобирались домой. Ганевской долго пришлось уговаривать их с помощью представителей посольства Таиланда.

Зарплата массажисткам — основная статья расходов: до 30% выручки одного салона. Ежемесячный доход тайской девушки в «7 красок» — 30 000 рублей вместе с чаевыми, при этом массажистки обеспечены бесплатным жильем, питанием, проездом до места работы. Для сравнения: в Таиланде в разгар сезона массажистка зарабатывает те же $1000 в месяц, но оставшиеся полгода получает около $100.

Загрузить работой сеть салонов благодаря «сарафанному радио» уже не получается. На рекламу «7 красок» тратит 15% от выручки. «У нас же не магазин, люди не заходят с улицы, увидев красивую витрину, — объясняет Ганевская. — Зато мы можем снимать помещения на вторых-третьих этажах, где аренда пониже».

Салон класса «стандарт» приносит около 1,8 млн рублей в месяц. За год выходит не менее 21 млн рублей, и неприбыльных салонов, как уверяет Ганевская, в сети нет. Темпы развития сети, впрочем, не назовешь быстрыми: в среднем три новых заведения в год. Дело в том, что у «7 красок» не заладилось с франшизой — было около 10 франчайзи в разных городах, но от всех Киндяков и Ганевская отказались. Супруги держат все нюансы бизнеса в голове и охотно делятся секретами, но систематизировать и описать знания так и не собрались. «Да, мы знаем, что нужен, например, бренд-бук. Но какой смысл? Салоны ведь все равно не будут выполнять требования, — сетует Ганевская. — Я как-то зашла в один франчайзинговый салон, там администратор чушь про тайский массаж говорит. Я говорю: пришлите нам администраторов на обучение в Москву бесплатно. Думаете, прислали? Нет. Ну и зачем нам такое под нашим брендом? Пусть называются как-то по-другому».

Зато франчайзингом не брезгуют конкуренты, которых появилось немало, когда тайский массаж стал востребованным. Например, московская сеть «Вай Тай» стартовала два года назад и уже объединяет 13 салонов, из них собственных — только четыре. Сеть изначально была придумана под франчайзинг, поясняет гендиректор и соучредитель «Вай Тай» Лариса Анч. «Если мы хотим создать масштабный бизнес, нельзя все держать под собой», — уверена она. «Вай Тай» предоставляет франчайзи подробный бренд-бук и обеспечивает наем тайских массажисток. Соблюдение стандартов контролируется разными способами, в том числе с помощью засланных клиентов.

Сеть «Тайрай» (основана в 2010 году, 18 салонов в Москве и регионах) предлагает франшизу в трех вариантах — салоны площадью от 50 кв. м до 250 кв. м. Франчайзинг она начала активно продвигать в 2011 году и продала 19 франшиз, три партнерских салона уже работают. По оценке Анч, в Москве насчитывается около 150 салонов тайского массажа, в 2013 году рынок будет уже насыщен и конкуренция обострится.

Чем ответят Киндяков и Ганевская? Они планируют открыть «7 красок» в Лондоне, Цюрихе, Нью-Йорке и Сингапуре. У них был уже опыт управления салоном за границей — в Таиланде, в Паттайе, но заведение пришлось продать (якобы по причине неудачного выбора местного партнера). «В салоны надо вкладывать душу, — поясняет Киндяков. — А душа по франчайзингу не передается».

Роман Кутузов, Forbes.ru