Опубликовано 30 ноября, 2012 - 22:57
Бизнес — это товар. Но товар весьма специфический, что неизбежно сказывается на договоре, по которому он продается.
Жизнь показывает, что большинство владельцев бизнеса, решивших его продать, оказываются не готовы к совершению данной сделки. Такая неготовность, как правило, выявляется после их ознакомления с проектом договора купли-продажи, который составили юристы покупателя. Последние, преследуя цель максимальной защиты интересов своего клиента, включают в текст договора раздел «Заверения и гарантии», а также положения об ответственности за их нарушение. Практика свидетельствует, что подавляющее большинство переговоров срывается по причине того, что стороны не смогли прийти к согласию именно по этим самым «заверениям и гарантиям».
Что же в них такого страшного?
Давайте рассмотрим отдельные (самые типичные) примеры таких условий и последствий для владельцев бизнеса, которые согласились на включение этих положений в договор.
Условие о рассрочке платежа
Позиция покупателя заключается в том, что стоимость приобретаемого бизнеса оплачивается не сразу, а частями. При этом каждая последующая часть оплачивается при наступлении определенных условий (например, при определенных финансовых показателях компании). Оплата же последней части вообще откладывается до истечения периода, в течение которого к приобретаемой компании могут быть предъявлены требования или иски третьих лиц. По закону этот период называется сроком исковой давности, он составляет три года. Как вариант продавцу предлагается выдать в пользу покупателя банковскую гарантию, которая в случае покупки «проблемного» бизнеса сможет обеспечить возврат всех денежных средств приобретателю.
Совершенно очевидно, что в интересах продавца не соглашаться с такими условиями. Причина в том, что после заключения сделки покупатель, как правило, меняет команду менеджеров. После этого достижение плановых показателей (и, соответственно, получение продавцом очередных платежей) зависит от действий сотрудников, которых продавец не назначал и в компетентности которых не уверен.
Фактически в этих условиях принятие решения «платить или не платить» зависит исключительно от покупателя, что явно необоснованно смещает баланс интересов в пользу последнего. Компромиссный вариант здесь — сохранение ключевых позиций старого менеджмента в так называемый переходный период. А что касается срока исковой давности, то готовы ли вы в условиях российской экономики ждать денег три года? Вопрос риторический.
Тут есть еще один аспект. Если в течение указанного срока продаваемой компании будет предъявлен иск, то защищать интересы бизнеса будут юристы, которых наймет покупатель, а не продавец (впрочем, в договоре можно оговорить иное, но эту договоренность будет сложно реализовать в некоторых случаях). И в этих условиях у покупателя нет стимула полноценно сопротивляться предъявленному иску. Просто потому, что в случае проигрыша он компенсирует свои потери за счет отказа платить продавцу оставшуюся сумму.
Сохранение юридической силы обязательств продаваемых компаний
Смысл получения такой гарантии для покупателя в том, что он хочет купить работающий бизнес, а не компанию, контрагенты которой в любой момент могут отказаться от исполнения заключенных с ней договоров.
Опасность тут в том, что прогнозировать намерения и поведение контрагентов — дело заведомо неблагодарное. Они, например, могут расторгнуть контракт с продаваемой компанией по причинам, лежащим в сфере ответственности самой компании (например, она просрочила поставку или сдачу работ). А могут предъявить соответствующий иск (о расторжении или о признании недействительным договора) по надуманным основаниям (например, пытаются признать недействительным договор, чтобы не платить или, как вариант, оттянуть срок платежа на период судебного спора). Однако, несмотря на то что иск будет надуманным, нарушение вами условий продажи будет совершенно реальным (равно как реальными будут и последствия такого нарушения).
Выход, как и в предыдущем случае, очевиден: если нет возможности не давать такую гарантию, то хотя бы максимально ограничить количество гарантируемых сделок только ключевыми контрактами для продаваемого бизнеса.
Обещание вести бизнес честно
Любой человек, мало-мальски знакомый с российскими реалиями, понимает неразумность таких обещаний. Вопрос о возможности ведения бизнеса в России абсолютно без нарушений, к сожалению, также носит риторический характер. Ситуация осложняется еще тем, что если что-то было в России законным вчера, то вовсе не обязательно, что оно будет в ней законным и завтра (за примерами смены мнения властей относительно законности т. н. оптимизации налогообложения далеко ходить не надо). Соответственно, согласие на данную гарантию в договоре фактически будет означать добровольный отказ продавца от денег за проданный бизнес. Ведь тот, кто желает найти нарушения в ведении коммерческой деятельности предприятия в российской действительности, просто обречен на успех.
Отсутствие задолженности по налогам и сборам
Даже если перед продажей бизнеса на продаваемом вами предприятии успешно завершилась проверка по всем налогам, по закону налоговики (самостоятельно или по неформальной просьбе покупателя) могут провести повторную проверку. В ходе нее может быть обнаружен долг. Причем за период, чистоту которого вы гарантировали, обоснованно опираясь на результаты первой проверки. И не следует забывать, что теперь судиться с налоговиками от имени компании будут уже не ваши юристы!
Выход — настаивать на том, чтобы ваши представители участвовали в защите уже проданной вами компании в суде с представителями налоговой службы. Также следует настаивать на том, что нарушением договора купли-продажи бизнеса является не сам факт предъявления налоговиками (или иными кредиторами) претензии, а только окончательный проигрыш процесса (например, на уровне Высшего арбитражного суда РФ).
Отсутствие нарушений трудовых прав сотрудников
Здесь все зависит от штата продаваемой компании (группы компаний). Если речь идет о более или менее серьезном бизнесе, в котором задействованы пусть даже не тысячи, но уже хотя бы сотни сотрудников, безоговорочно давать такого рода гарантии по меньшей мере неразумно. Вы уверены в том, что всех сотрудников, которые работали в принадлежащих вам компаниях, увольняли правильно и что никто из них не подаст соответствующий иск в суд или жалобу в трудовую инспекцию? Или этот иск или жалоба уже есть, но вы о них просто еще не знаете, так как они поданы, например, вчера? Но гарантию-то вы даете сегодня! То есть, выдавая такую гарантию, вы уже формально нарушаете договор.
Решением проблемы может стать список тех сотрудников, за отсутствие нарушений трудовых прав которых вы готовы поручиться. Как правило, это топ-менеджеры или ключевые специалисты (иногда главный технолог на производстве для бизнеса важнее генерального директора).
Отсутствие неучтенных обязательств
Вполне понятное требование покупателя может быть без опаски выполнено продавцом только в случае, если последний уверен в лояльности и порядочности своих топ-менеджеров, обладавших полномочиями на совершение соответствующих сделок в «прогарантированный» период. Но люди с годами меняются... И, не дай Бог, вы плохо расстались с кем-либо из указанных лиц. Тогда ничто не мешает бывшему директору по просьбе покупателя и «за долю малую» (которую, как он считает, продавец остался ему должен) подписать вексель или договор от имени проданной вами компании. Вот вам и нарушение, и повод не платить! И не стоит наивно думать, что вас спасет отсутствие у бывшего «топа» печати компании, которую он ранее возглавлял. По закону печать не является обязательным реквизитом сделки, поэтому последняя действительна и без нее (если только наличие печати прямо не предусмотрено законом или соглашением сторон).
Отсутствие судебных споров
Как правило, покупатели требуют гарантию отсутствия споров, рассматриваемых в судебном или административном порядке, в отношении компании или ее активов.
Во-первых, о таком споре вы на день подписания договора можете и не знать. Даже информация об арбитражных спорах появляется на сайте Высшего арбитражного суда РФ с задержкой. С еще большей задержкой информация о спорах в судах общей юрисдикции появляется на сайте Государственной автоматизированной системы правосудия, а уж о наличии в отношении вас административного разбирательства вы, скорее всего, узнаете только после получения бумаги от соответствующего административного органа. Разве что ваши сотрудники ежедневно «мониторят» вышеуказанные сайты и сайты госорганов, которые могут привлечь вашу компанию к административной ответственности (в чем я сильно сомневаюсь).
Во-вторых, никто не гарантирует, что такой спор не появится завтра.
В-третьих, такой спор может инициировать и сам покупатель через третьих лиц, чтобы искусственно создать ситуацию с нарушением вами договора и применить к вам соответствующие санкции.
Если уклониться от выдачи такой гарантии не удалось, следует устанавливать на нее т. н. фильтры. Например, указывать, что в данном случае речь идет о гарантиях в отношении споров в отношении активов стоимостью не ниже суммы Х или споров на сумму не ниже суммы Y, а также ограничивать временные рамки возникновения таких споров.
Вячеслав Ушкалов, опубликовано на Forbes.ru